Калининград, бесспорно, уже давно заслужил право называться «растаманской столицей России». Уже одного только Олди, начавшего свои творческий путь в «Старом Кёниге», было бы вполне достаточно, чтобы, ничуть не оскорбляя прах великого Иммануила Канта, назвать этот город Родиной российского реггей. Но когда в населенном пункте с численностью жителей в 350 тысяч человек в течение многих лет одновременно существует сразу несколько реггей-коллективов, то начинает складываться впечатление, что Калининград — это что-то вроде Кингстона. Или, по крайней мере, — второй Амстердам. По всему видно, что в этом городе сложился широкий круг талантливых музыкантов, постоянно играющих реггей, хотя и очень по-разному понимающих сущность этого стиля.
По сведениям, поступающим от проживающих в этом славном городе читателей SE LA, последние три года вошли в многовековую историю Кенигсберга как период творческой активности групп RAS-КЛАД, ONE BLOOD. MYSTIC VIBRATION ROOTS. Но наиболее «вещественным» доказательством того, что растаманские традиции города по-прежнему сильны и плодотворны, стал присланный нам аудио-альбом группы музыкантов, проект которых называется ВСТРЕЧА НА КОНГО.
Запись эта была сделана на студии Baltsound Records. Альбом включает в себя 14 композиций, объединенных названием «Город». Некоторые из них, правда, являются dub’овым (т. е воспроизводят те же самые песни, но уже без текста и в новых аранжировках).
Получили мы и некоторую информацию об участниках проекта. В записи альбома были задействованы Евгений Бабалчев (клавишные, бас-гитара, перкуссия, губная гармоника, вокал). Антон «Халф» Карплюк (вокал), Ольга Сарнавская (вокал), Володя «Реггей» Пруссаков (ударные, перкуссия), Андрей «Мотор» Моторный (соло-ритм-гитара), «Аполло» (саксофон). Звукооператор — Эдуард Травин.
Хорошо помню свое первое впечатление, которое осталось после прослушивания альбома «Город»: «Ну вот, — подумалось мне тогда, — наконец-то в России появились свои «Абиссинцы», первая настоящая группа, стопроцентно отвечающая канонам «правильного» культового рутс-реггей». Культовость эта ощущается во всем — и в музыке группы, сыгранной весьма «реггейно», по-ямайски, и в текстах, идеологически и религиозно выдержанных, и даже в названиях песен, некоторые из которых хочется процитировать, ибо уже по ним видно, насколько серьезно подошли музыканты к своему репертуару. Это прежде всего «Almighty I Moving», «Покидая Вавилон», «Shitstema», «Я и R», «Революция» и многие другие.
Большинство композиций ВСТРЕЧИ НА КОНГО монотонны и медитативны. Быстрых вещей, близких к столь популярному сейчас ска, к не заметил. Здесь, собственно, они и не нужны. В целом альбом «Город» звучит как единая и ничем не прерываемая растаманская проповедь, призывающая сказать твердое «Нет!» соблазнам Вавилона.
Духовность, которая наполняет произведения калининградской группы, но от которой мы, к сожалению, уже совершенно отвыкли, кому-то может показаться слишком нарочитой и, более того, навязчивой. Для тех, кто не слишком знаком с убеждениями и традициями растаманов, некоторые песни могут прозвучать как невнятная «сектантская муть». Но это уже — проблемы самих слушателей. Лично мне очень понравилось все, что создано ВСТРЕЧЕЙ НА КОНГО, в том числе и такие насквозь «схоластические» вещи, как «Видишь Ли Свет», «В Руинах Рухнувших Иллюзий» или «Спасибо За Хлеб».
Впрочем, с этого момента впору снова начать дискуссию о том, что такое настоящий реггей — музыкальный стиль или образ жизни, набор ритмических структур или система нравственных ценностей. Но делать это почему-то уже не хочется как, впрочем, и заниматься пропагандой музыки реггей с помощью песен группы ВСТРЕЧА НА КОНГО. На роль популяризатора ямайской музыки в нашей насквозь американизированной стране этот коллектив совершенно не подходит да и не претендует. Здесь, скорее, нужны профессионалы-шлягерщики типа ЧАЙ-Ф, Лады Дэнс или, на худой конец, дуэта LAID BACK с их замечательной песенкой «Sunshine Reggae», близкой и понятной миллионам россиян.
Что касается ВСТРЕЧИ НА КОНГО, группа эта создает реггей для тех, кто музыку привык не только слышать, но и слушать: «Нужно помнить, что реггей — это способ, но не цель». Эти удивительно правильные слова я нашел в одном из писем Антона Карплюка. «Трудно, наверное, писать о растафарианстве, — делится он своими размышлениями, — если хоть на миг не почувствовать Единение, тончайшие связи всего живого, вибрации стихий… «Кто чувствует Это, тот Это знает». Если талант чувствовать и знать закопан в землю, никакая оценка происходящего (в политике, экономике, культуре, в России, Чечне, Югославии, Эфиопии, на соседней улице, под самым носом) не будет соответствовать реальности и будет ложной. Отсюда и погоня за атрибутикой, о значении которой нередко не догадываются».
ВСТРЕЧА НА КОНГО — первый из услышанных мною коллективов, в искренности которого усомнится просто невозможно. «Город», запечатленный в их альбоме, — это, конечно, не Кенигсберг. И даже не Калининград. Это Вавилон, который они чувствуют в собственном сознании и вокруг себя. Вавилон, который их подавляет, и который они стремятся уничтожить своими песнями. В это, по крайней мере, хочется верить. А тем, кто желает убедиться в этом лично, обратившись непосредственно к творчеству группы ВСТРЕЧА НА КОНГО, мы сообщаем адрес:
236001, г. Калининград, Московский пр-т, 68-70, Карплюку Антону.
Пишите, слушайте, думайте. А мы будем рады, если вам понравится их музыка и вы поделитесь с нами своими впечатлениями и мыслями.
Иван Земцов.
На снимке Антон «Халф» Карплюк