Уболтай в доску Вавилон!

6 февраля 55 лет назад на далеком острове Ямайка родился человек, ставший впоследствии одной из легенд мировой русской культуры. Имя его — Боб Марли, а делом, которому он отдал без остатка всю свою яркую и недолгую жизнь, была музыка реггей.

Песни Боба Марли (я их было написано так много, что вряд ли я смогу назвать их точное количество) уже давно стали неотъемлемой частью исторического фундамента рок- и поп-музыки. Кто только не исполнял песни Боба — и при жизни, и после смерти певца! Неувядающий интерес к наследию Марли воплощается в новых и новых записях. Легенда продолжает жить. Хотите убедиться в этом? Попробуйте послушать в течение одного дня какую-нибудь радиостанцию. Уверен, чутким ухом отметите не менее десятка вещей, когда-то созданных Бобом и так или иначе интерпретируемых современными музыкантами. Любая песня «короля реггей», кто бы ее не исполнял, непременно становится хитом. И это неудивительно Ямайский растаман из кингстонских кварталов был прежде всего талантливым песенником. Каждая его вещь Звучит, в ней есть и Мелодия, и Текст, потому что Боб всегда исполнял их вживую, под гитару (такие записи, к счастью, тоже сохранились).

Другой вопрос, с какой целью к музыке Боба Марли, обращаются другие исполнители. Ясно, что некоторые делали и делают это ради карьеры и денег. Как, например, Эрик Клэптон, исполнивший «I Shot The Sheriff» и занявшей в 1974 году первое место в британском хит-параде. Или Джо Кокер, долго не вылезавший оттуда пару лет назад с танцевальной версией «Could You Be Loved». А кто-то, напротив, лишь стремится таким образом выплатить Бобу Марли дань любви и уважения, как делала это уже и так будучи весьма популярной бирмингемская команда UB-40 («Кеер On Moving»), бразильский суперсолист Жильберто Жил («No Woman No Сгу») или российская звезда акустического андеграунд Умка («Братишка, не плачь»).

Порой трудно определить, где в таких случаях кончается порыв души и начинается спекуляция именем «Не-е-ет ща-стя без сле-е-ез», — доносится из радиоприемника на мотив бессмертной бобмарлевской песни. Или что-нибудь подобное. А я, убейте меня, не могу понять, приятно мне это слушать или отвратительно. Нравится песня — значит это сам Боб Марли оживает в мелодии и перебирает струны моей души. Становится гадко — значит исполнителю удалось-таки испачкать святое своими грязными коммерческими руками. Но последнее, справедливости ради должен отметить, случается крайне редко: песни Боба Марли умеют за себя постоять!

обложка CD «Bob Marley Chant Down Babylon»
обложка CD «Bob Marley Chant Down Babylon»

В конце прошлого года, гуляя по магазинам в поисках новогодних подарков, довелось мне обнаружить и купить CD «Bob Marley Chant Down Babylon». С тревогой и надеждой нес я домой этот диск, думая «Что там, под красивой обложкой?». Послушал, потом еще и еще. Но так и не смог отделаться от странного сомнения в истинной ценности этого записанного в 1999 году в студии «Tnff Gong» альбома. Общее впечатление, однако, осталось хорошее.

Продюсировал этот проект младший сын Боба Марли — один из «мелоди мейкеров» — Стивен Марли, а уж он-то знает, что нужно современным реггей-фанам. Альбом «Chant Down ВаЬуlon» преподнес им 12 римейков песен Марли, записанных американскими и ямайскими рэперами. Имена и названия участников записи перечислять не хочется коллективы и солисты широкой публике неизвестны. Зато песни — одна лучше другой! Бунтарские «Concrete Jungle», «No More Ttouble», «Guiltiness», «Johny Was», любовно-лирические «Кinky Reggae», «Тurn Your Lights Down Law», насквозь культовые «Jumming», «Rastaman Chant».

Концепция проекта удачно отражена названием альбома «Уболтай в доску Вавилон» — так перевел его мой друг Игорь Краснов, известный своими «вольными» пересказами интервью Боба Марли, публикуемых в реггей-альманахе «SE LA». Лучше и не скажешь! Чернокожие рэпперы, сами знаете, кого угодно и что угодно уболтают. А остросоциальные песни Боба для них — хорошая возможность лишний раз высказаться о том, как все непросто в этом мире.

Единственным «белым пятном» (и в прямом, и в переносном смысле) выглядит на диске дуэт также никому неведомых Стивена Тайлера и Джоя Перри, которые сделали попытку спеть на новый лад «Roots. Rock, Reggae», ставшую когда-то «визитной карточкой» стиля. Но уж лучше бы они этого не делали! Получилось что-то совершенно безобразное, в стиле все того же Джо Кокера.

В целом же новый альбом песен Марли — хороший экспонат для коллекции истинного любителя реггей. Для того, чтобы в полной мере прочувствовать этот пестрый коктейль, необходимо хорошо знать основу, на которой он замешан. Музыка реггей, доказав свою жизнеспособность, развивается по своим собственным законам «Кеер On Moving (Продолжайте двигаться)», — призывал Боб Марли Диск «Chant Down Babylon» — одно из реальных проявлений этого движения рэпа — к музыке реггей, Боба Марли — к своим слушателям, из недалекого прошлого — в далекое будущее.

I-ван Земцов.


Обсуждение