И мы с тобой будем регги танцевать…

Наш далекий друг Саня Даневнч из поселка Тарко-Сале Тюменской области, лидер группы ШКОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ, о которой уже не раз писала наша газета, прислал в Йошкар-Олу свою новую работу под названием “Печальный Танец”. Девять композиций альбома, записанных, как и все предыдущие, в абсолютно домашних условиях, знаменуют очередной восход ШКОЛЬНОГО СОЛНЦА на небосклоне хоум-тейпинга.

Первые же минусы прослушивания убеждают в том, что музыка группы снова стала прозрачной, гармонически лаконичной и в подлинном смысле слова реггейной. Нечто подобное – столь же минорное и до предела заторможенное можно обнаружить лишь в ранних альбомах UB-40. Или у других представителей “белого” реггей группы SUPERMAX. Что же касается словесного наполнения музыкального пространства, озаряемого ШКОЛЬНЫМ СОЛНЦЕМ, то сравнивать тут пожалуй, не с чем. Тексты песен Сани Даневича лишь частично соответствует традиционной реггей тематике (об Иисусе Христе, к примеру, на Ямайке петь как-то не принято, там преимущественно Джа или ганджу восхваляют). Зато они идеально отражают содержание вечных и неизбывных мечтаний жителя заснеженной России о далеких и жарких странах. Так о чем же эти песни, что составляют новый альбом ШКОЛЬНОГО СОЛНЦА?

Первой на кассете звучит “Сентябрь” – лирическая и грустная повесть об ушедшей вслед за летом любви:

Мокрая луна освещает асфальт,
И лужах разбиваясь на тысячи искр
Сбоку у дороги стоит фонарь
И светит прохожим вниз.

Улицы застыли в ожидании сна
Где-то вдалеке плачет скрипка.
Только ты мне сейчас нужна.
Хотя это и сказано хлипко.
Но – сентябрь, опять наступил сентябрь.

Впрочем, ностальгировать по ушедшему – пустое дело. “Лето придет”, – утверждает Саня Даневич названием другой песни. И раскрывает нам свои планы на теплое время года:

А лето придет, лето придет.
И мы с тобой будем реггей танцевать
Ты наденешь свое платье в цветочек.
А я буду наблюдать.
Как ты танцуешь реггей…

Но вряд ли удастся музыканту и нам забыться в “Печальном Танце”. Ведь Вавилон по-прежнему держит нас в своих железобетонных объятиях. Все, что нам остается, – это вечная работа и возможность в редкие минуты отдыха слушать, как Боб Марли поет о волшебной Ямайке. В двух следующих композициях “Плач Иеремии” и “Иерусалим” ритм усложняется, аранжировки тоже меняются, заставляя что-то тревожное и пугающее проникать в душу слушателей. Даже призыв возрадоваться по поводу восставшего из пепла Иерусалима звучат как-то зловеще. Не потому ли появляется в альбоме песня-молитва “Господи, не покидай меня”:

Я чувствую, что ты где-то рядом
В воздухе, в небе, в небе, в сердце моем.
Ты вечен, ты прав, ты то, что надо.
И я тебя прошу лишь об одном:
Будь со мной.

Ближе к финалу альбома напряжение спадает, и песня “Конго” уносит нас далеко-далеко из России, погружая в мир африканской экзотики:

Мы плывем по течению реки.
По течению реки Конго
За бортом каноэ крокодилы ищут пищу.
За бортом каноэ плещутся рыбы
Могучие джунгли плывут за бортом,
Искры играют в водопаде воды.
А я гребу быстрее веслом.

Романтическое путешествие во сне – вот то, что осталось тем кто уже начинает сходить с ума в этом жестоком и неуютном мире. Развитие этой идеи, казалось бы, должно было произойти в следующей композиции под названием “Карибы”. Но как не похожа эта вещь на рекламные картинки туристических фирм в глянцевых пестрых журналах! То, что мы слышим у ШКОЛЬНОГО СОЛНЦА, – это, скорее, смелый ритмический эксперимент, достойный, пожалуй, только Ziggy Marley & The Melody Makers. Браво, Саня! Ты настоящий музыкант!

Завершает альбом вечный, как мир, вопрос, на который еще никому не удалось дать вразумительный и исчерпывающий ответ – “Куда Уходит Детство?”. Пространственные перемещения здесь уступают место перемещениям временного характера. Саня Даневич приглашает нас в свое прошлое, в котором:

Можно играть в снежки.
Можно кататься на лыжах.
Можно с друзьями ходить
На рыбачку и в лес.
А когда ты приходишь домой.
Тебе дома всегда так рады,
И ты можешь спокойно заснуть,
Ведь завтра с утра на работу не надо.

Новый альбом Сани Даневича оставляет самые приятные чувства. Видно, что “Печальный танец” – это результат серьезной творческой работы и переосмысления сделанного ранее. Традиционный минимум аранжировочных средств, которыми располагает группа, не делает альбом однообразным, повторяющим прежние находки. Но главное, что не может не радовать, – это возврат к реггей ШКОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ снова взошло над нами со стороны Ямайки и неуклонно стремится к зениту.

I-ван Зсмцов.


Обсуждение