Наш далекий друг Саня Даневнч из поселка Тарко-Сале Тюменской области, лидер группы ШКОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ, о которой уже не раз писала наша газета, прислал в Йошкар-Олу свою новую работу под названием «Печальный Танец». Девять композиций альбома, записанных, как и все предыдущие, в абсолютно домашних условиях, знаменуют очередной восход ШКОЛЬНОГО СОЛНЦА на небосклоне хоум-тейпинга.
Первые же минусы прослушивания убеждают в том, что музыка группы снова стала прозрачной, гармонически лаконичной и в подлинном смысле слова реггейной. Нечто подобное — столь же минорное и до предела заторможенное можно обнаружить лишь в ранних альбомах UB-40. Или у других представителей «белого» реггей группы SUPERMAX. Что же касается словесного наполнения музыкального пространства, озаряемого ШКОЛЬНЫМ СОЛНЦЕМ, то сравнивать тут пожалуй, не с чем. Тексты песен Сани Даневича лишь частично соответствует традиционной реггей тематике (об Иисусе Христе, к примеру, на Ямайке петь как-то не принято, там преимущественно Джа или ганджу восхваляют). Зато они идеально отражают содержание вечных и неизбывных мечтаний жителя заснеженной России о далеких и жарких странах. Так о чем же эти песни, что составляют новый альбом ШКОЛЬНОГО СОЛНЦА?
Первой на кассете звучит «Сентябрь» — лирическая и грустная повесть об ушедшей вслед за летом любви:
Мокрая луна освещает асфальт,
И лужах разбиваясь на тысячи искр
Сбоку у дороги стоит фонарь
И светит прохожим вниз.Улицы застыли в ожидании сна
Где-то вдалеке плачет скрипка.
Только ты мне сейчас нужна.
Хотя это и сказано хлипко.
Но — сентябрь, опять наступил сентябрь.
Впрочем, ностальгировать по ушедшему — пустое дело. «Лето придет», — утверждает Саня Даневич названием другой песни. И раскрывает нам свои планы на теплое время года:
А лето придет, лето придет.
И мы с тобой будем реггей танцевать
Ты наденешь свое платье в цветочек.
А я буду наблюдать.
Как ты танцуешь реггей…
Но вряд ли удастся музыканту и нам забыться в «Печальном Танце». Ведь Вавилон по-прежнему держит нас в своих железобетонных объятиях. Все, что нам остается, — это вечная работа и возможность в редкие минуты отдыха слушать, как Боб Марли поет о волшебной Ямайке. В двух следующих композициях «Плач Иеремии» и «Иерусалим» ритм усложняется, аранжировки тоже меняются, заставляя что-то тревожное и пугающее проникать в душу слушателей. Даже призыв возрадоваться по поводу восставшего из пепла Иерусалима звучат как-то зловеще. Не потому ли появляется в альбоме песня-молитва «Господи, не покидай меня»:
Я чувствую, что ты где-то рядом
В воздухе, в небе, в небе, в сердце моем.
Ты вечен, ты прав, ты то, что надо.
И я тебя прошу лишь об одном:
Будь со мной.
Ближе к финалу альбома напряжение спадает, и песня «Конго» уносит нас далеко-далеко из России, погружая в мир африканской экзотики:
Мы плывем по течению реки.
По течению реки Конго
За бортом каноэ крокодилы ищут пищу.
За бортом каноэ плещутся рыбы
Могучие джунгли плывут за бортом,
Искры играют в водопаде воды.
А я гребу быстрее веслом.
Романтическое путешествие во сне — вот то, что осталось тем кто уже начинает сходить с ума в этом жестоком и неуютном мире. Развитие этой идеи, казалось бы, должно было произойти в следующей композиции под названием «Карибы». Но как не похожа эта вещь на рекламные картинки туристических фирм в глянцевых пестрых журналах! То, что мы слышим у ШКОЛЬНОГО СОЛНЦА, — это, скорее, смелый ритмический эксперимент, достойный, пожалуй, только Ziggy Marley & The Melody Makers. Браво, Саня! Ты настоящий музыкант!
Завершает альбом вечный, как мир, вопрос, на который еще никому не удалось дать вразумительный и исчерпывающий ответ — «Куда Уходит Детство?». Пространственные перемещения здесь уступают место перемещениям временного характера. Саня Даневич приглашает нас в свое прошлое, в котором:
Можно играть в снежки.
Можно кататься на лыжах.
Можно с друзьями ходить
На рыбачку и в лес.
А когда ты приходишь домой.
Тебе дома всегда так рады,
И ты можешь спокойно заснуть,
Ведь завтра с утра на работу не надо.
Новый альбом Сани Даневича оставляет самые приятные чувства. Видно, что «Печальный танец» — это результат серьезной творческой работы и переосмысления сделанного ранее. Традиционный минимум аранжировочных средств, которыми располагает группа, не делает альбом однообразным, повторяющим прежние находки. Но главное, что не может не радовать, — это возврат к реггей ШКОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ снова взошло над нами со стороны Ямайки и неуклонно стремится к зениту.
I-ван Зсмцов.