ПЛАЧ ПО ИЗАУРЕ (Обзор ростовского фестиваля)

Чувства переполняют, но начать придется скромно а конечном итоге кого трогают старания хозяев у обеденного стола — кроме самих хозяев? Поэтому оставим за бортом рассказ о заботах ростовского рок-клуба.
Итак, с 28 по 30 апреля в клубе РИЖТа кипел фестиваль: 14 групп Ростова и области и 7 гостевых команд Теперь понимаете — чтобы рассказать хотя бы понемножку о каждой группе, участвовавшей в «Закрытой Зоне», места не хватит. Печатная-то площадь меньше Театральной. Но попробуем.
Рассуждать на тему названия не беремся, но художники группировки «Искусство или смерть» задник «Закрытой Зоны» представили в виде рисунков-татуировок: дама с рыбьим хвостом (такую обычно располагают на предплечье), «сердце» пронзенное стрелой и прочая тюряжная тематика. Задник, кстати, на второй же день арестовали власти…

День первый. На фасаде клуба развеваются полотнища фестиваля, порождая у прохожих двусмысленные ассоциации. Продается газета «И. Р. А Курьер», выпущенная специально к фестивалю рекламно-информационным агентством города Черкасска(!) при содействии редакции независимого журнала ПНЧУ («Приложение неизвестно к чему»). Можно было купить фотографии бога (Гребенщикова) и простых смертных. Конечно, в цивильных городах это давно уже «норма жизни», у нас же… у нас же народ на память о фестивалях вырезал кусочки задников, воровал афиши.

Выступление первой группы КРЕЙСЕР на Волгодонска не получилось. Предводитель КРЕЙСЕРА — Пугачев, только не Емельян, а Юрий. Музыкантам еще достаточно долго придется драить палубу, чтобы достойно плыть по волнам харда-энд-хэви. А пока что КРЕЙСЕР поделил с ростовской, группой МОНАСТЫРЬ последние места в топе жюри. КРЕЙСЕР умеет по кабацки грамотно играть, но в рок-музыке это люди случайнее и им логичнее было бы вписываться в московскую тусовку «Кафе у фонтана». МОНАСТЫРЬ же — полная противоположность КРЕЙСЕРУ, и, несмотря на такой результат, у него есть свое, «монастырское» будущее.
В группе 3-й ЭТАЖ, из Белой Калитвы прежде всего бросалось в глаза количество музыкантов и обилие духовых инструментов. Эта джаз-команда, конечно, выпадала из рамок фестиваля, но зрители простили ой несоблюдение чистоты жанра, поддавшись обаянию и неуемному веселью, царившему на сцене.
А в ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ из Рязани играет всего один музыкант Caша Щеголев. Конечно, нe без помощи компьютера и синтезаторов. Собственно, это более напоминает театр одного актера. Впрочем, зритель принял «ЭД» на ура. Нам же показалось, что Саша Щеголев грешит риторическими вопросами, патетикой и некоторой назидательностью и в способе подачи, и а текстах.
Название ростовской группы НКВД при расшифровке оказывается не таким уж грозным — «Нежные Камертоны Ваших Душ», «Спасайте ваши души — слушайте НКВД», объяснили ведущие. Кстати, ведущих было двое — Боря Бодак (экс «Театр Менестрелей») и Костя Ашкенази. Так вот НКВД — это бывшее ЗАЗЕРКАЛЬЕ, только в измененном составе, — появилась бас-гитаристка. А воздушные шарики, флажки стали просто фирменным знаком группы. Сохранился и принцип подачи себя на сцене — разбивка выступления стихотворными куплетами, а также ирония, замешанная на нахальстве. А шоу-девушке НКВД большое спасибо за рекламу — между делом (т. е крашением губ на сцене) она старательно делала вид, что читает газету «И Р. А. Курьер».

ЭЛЕН начала с парагипноза: «Все хорошо, мы нас любим и начинаем играть для вас». Звучала она хорошо, но как-то холодно и искусственно. И это не заслуга электронного оснащения аранжировок, а скорее отрицательное энергетическое поле самих исполнителей. Раньше Ленино тело было куда теплее…
Со ВТОРОГО ДЫХАНИЯ начался второй день фестиваля. Сие не каламбур так называется некогда весьма популярная среди студенчества группа РИЖТа. Спустя восемь лет музыканты пробуют обрести новую жизнь в музыке. Думаем, это было не самое удачное выступление группы, а на фоне рязанского ОРКЕСТРА ЭНТОНИ ВАН ЛЕВЕНГУКА впечатление от ВТОРОГО ДЫХАНИЯ и вовсе смазалось. Впрочем, в таком положении могло оказаться большинство групп фестиваля: ОРКЕСТР — очень сильная команда и в музыкальном, и в текстовом отношении. В шутку (а как известно, в ней всегда есть доля правды) ОРКЕСТР определяет свои стиль как ностальгический, русский народный панк. Пожалуй, что их приглашение было самым правильным решением.
Черкесский СПРУТ играет традиционный тяжелый рок, формально перекликающийся с ранним «Лед Зеппелин». Бесспорно, сильные инструменталисты, хотя с миром, который принято называть духовным, группа знакома, пожалуй, лишь понаслышке.
12 ВОЛЬТ и НОВОЕ ВРЕМЯ — восходящие звезды ростовского рок- клуба. В этом году 12 ВОЛЬТ полностью сменили состав (кроме лидера Димы Катханова), появилось множество духовых и ударных инструментов. Мощный и лиричный вокал, мелодичность, тексты глубоки и поэтичны, но и по-хорошему шлягерны.

Аксакайское НОВОЕ ВРЕМЯ уже не дебютанты, хотя активно выступают только последние полгода. За это время они сделали качественный рывок, появился мощный драйв, сыгранность. Пожалуй, это дыхание настоящего рока, безовсяких оговорок. Музыкой НОВОЕ ВРЕМЯ напомнило 60-е годы: «Крим», «Грэнд Фалк», «БТО».
Вторая группа аксакайского рок-н-ролла — ЧИСТАЯ ПОДА — также реставрировала состав, да и стиль, пожалуй. Сейчас это ленивый, лиричный панк-рок (если панк рок может быть ленивым), музыка сырая, но берущая за душу.
ТАМ! НЕТ НИЧЕГО (экс — ДЕНЬ И ВЕЧЕР) — теперь их трое плюс саксофонист Эрик Пивкин в нескольких вещах. Короткие, жесткие, минималистические композиции в сочетании с любовной лирикой — порождение урбанистического мира. Выступление Т!НН окончательно развеяло слухи о творческой застое сильнейшей группы клуба.
Последний день фестиваля был крайне плотным — поджимало время я милиция. Внеконкурсные группы, например, металлический ТОК из Днепропетровска, теряли возможность выступить.

Уже известная ростовская группа АБОНЕНТ 09 продемонстрировала высокий класс игры, но пересолила громкостью и смазала свой выход. Впрочем, поклонники равнодушными не остались. АБОНЕНТ в какой-то степени повторяет судьбу многих известных групп — это тот случай, когда несовместимость текста и музыки слишком явная.
Саратовский ИУДА ГОЛОВЛЕВ производил странное впечатление. Лидер Сэм Тяпкиа и одни нз его партеров походят на Науменко не толь ко очками, тягой к буги-вуги, но и «зоопарковской» энергетикой. Черт его знает хорошо это или плохо. С одной стороны, на кой нам «бутлег» ЗООПАРК, с другой стороны, уж лучше так. чем еще один «Дин Псрпл» или «совьет Мсталлика»? Если копнуть чуть глубже (насколько это мож но сделать игрушечной лопаткой нашей доморощенной критики), то грунт ИУДЫ при повторном вскрытии не представляет особого интереса для «рок-науки». Музыка настолько традиционная, насколько же и зеленая, как затрепанная трехрублевка. Народ, конечно же, «рубится», но как из вестно, это именно тот народ, которому н требуется «три рубля» — рубль его унижает, а купюры большего достоинства не велит принимать социалистическая мораль. Ростовского зрителя уже не купишь КОРОНАЦИЕЙ но он еще не станет слушать и смотреть всякие там РАББОТЫ ХО, КЛАССИФИКАЦИИ Д, КОЛЛЕЖСКИЕ АССЕСОРЫ или ВОСТОЧНЫЕ СИНДРОМЫ. Рано еще. Зато ИУДА и ТЕАТР МЕНЕСТРЕЛЕЙ для сегодняшнего нашего зрителя — в самый раз. И это, наверное, закономерно. Но к счастью или к сожалению?

Но вернемся к ИУДЕ. Вроде бы бодрые «южные бути», «головлевцы» поют про лопату, про Иуду Искариота, который их кумир («Фатум»: Я чую фатум. Когда ты увидишь, что день прошел, ты возненавидишь рок-н-ролл. В тебе прогремит атональный блюз и призраки примут тебя п союз). Ощущение, что тексты ребята пишут прямо на репетиции (втроем или вчетвером), словно играя в буриме. Так поступают рокеры в 16 лет, когда надо что-то спеть. Но «головлевцы» вроде бы постарше и не без опыта. Тогда, наверное, это такой стиль — «демьяно-бединзм», что ли?
По слухам, в Новороссийске две группы заслуживают внимания — КАРМА и НЕБЕСНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ. КАРМА выступила неровно и не впечатлила — отличная заготовка к любопытной группе.
От ТЕАТРА МЕНЕСТРЕЛЕЙ остался только Леша Золотухин, новый же состав — это Александр Леванин, бывший светопредставитель группы, и Олег Гуменов из Т!НН. МЕНЕСТРЕЛИ что-то потеряли, но пока трудно определить эту пропажу. Программа была далеко не нова («Рассерженный инженер», «Китайский рок», «Красные девушки»), но зал реагировал с восторгом. Выло две новых песни; одна из них претендует на титул современной русско-народной песни («Присядем на дорожку среди всего дерьма, будь проклята тюряга, будь проклята тюрьма»), а бесспорное заявление второй вещи — «Жизнь меняют выстрелы надежных револьверов, а вовсе не философы и даже не шуты» является эстрадным Эквивалентом «Ваше слово, товарищ Маузер».
Когда люди не оторвались духовно и технически от природы КСП — это мешает обрести и правильно использовать собственный драйв. Это мы говорим о ПЛОЩАДИ СОГЛАСИЯ, самой известной группе Таганрога. Поэтому и хорошие тексты, и все остальное теряется, и техника тут не причем. Стереотип восприятия людей таков, что уж коль существует «Аквариум», то ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ будет постоянно упрекаться в «аквариумизме». Чтобы стереотип разрушить, остается только сделать большой и качественный скачок в музыке.
Свердловские КАРТИННИКИ — весьма необычная шоу-группа. Наверное, им работалось труднее других во время перерывов, в толпе людей, в фойе. Но тогда об этом не думалось — настолько все было естественно. Десять человек «картинников» заставили вспомнить и скоморошество, и хэппенинги, и митьковскую мудрость народа, и хипнианство, и пацифизм, и коробейников, и лубочные картинки, и библиотеку Сытина. Определение, в общем-то, можно подобрать, но зачем? Это как раз тот случай, когда анализ убивает удовольствие.
Рок-шоу-группа ПЕКИН РОУ РОУ так и не смогла дебютировать, фестиваль «прикрывали» уже в открытую. Очень жаль девочек — так долго красились и все зря? А ПЕКИН РОУ РОУ собирался побить рекорд массовости на ростовской сцене — двадцать человек разом (берегитесь, господин Курехин!). Автор проекта ПЕКИН Р. Р. — Дима Келетъян, художник-постановщик — Володя Кашляков (группировка художников «Искусство или смерть»), тексты, вокал, гармошка — Серый Тимофей. Среди участников — музыканты ростовских групп плюс немецкая команда ЦЕЙТ НОТ плюс хор девочек из Шанхая и шоу-варьете театра музкомедии. Предверительное прослушивание ПЕКИНА обещало или грандиозный скандал, или не менее грандиозную оттяжку. Увы, плачт, плачьте…
Надо же, однако, объясниться и по поводу названия нашего опуса, почему, собственно, «Плач по Изауре»? Объяснений накопилось даже два: первое — заготовленное, второе подсказано окружающей действительностью. Валерок Поспеловым (лидер T!HH) задумывалось оттяжное выступление — завершение фестиваля сборной группы, исполняющей ком позицию «Бразилия» — ответ на песню товарища Роберта Фриппа «Америка», в которой были и такие строчки: «Бразилия! Какая ты? Какая ты, Изаура?». Судьба девочки Изауры глубоко потрясла миллионы телезрителей нашей страны. Проникнувшись болью и пафосом бразильских кинематографистов, Валера решил снять видеоклип со следующим видеорядом: «Под звуки оттяжкой группы за столом сидит бородатый мужик в русской косоворотке, катает ладонью по столу пустой граненый стакан, а в нем дохлая муха. Мужик хриплым голосом поет о Бразилии».
Но занавес фестиваля милиция и иже с ними скручивали в дудочку. Только Дима Калешьян никак не хотел скручиваться, пел и пел под акустику, пока у него не выступили слезы (видно, слезоточивого газа глотнул)… Всплакнем же по Изауре!
Обзор подготовлен силами редакции ПНЧУ («Приложение неизвестно к чему»).


Обсуждение