ГОРЯЧИЙ РЕПОРТАЖ — ТАЛЛИНН, 16, 17, 18 июня 1989 г.

Не успели поблекнуть видения, вызванные вильнюсским уик-эндом (Вильнюс Рок’89), как выросла громада его таллиннского собрата. Рок-Саммер’89, для проведения которого был на этот раз выбран июнь. Помня о прошлогоднем, поистине эпическом форуме, решение было однозначным — ехать!
Таллинн встретил прекрасной солнечной погодой, ремонтом основного аэродрома (из-за чего путешествие затянулось на пару часов), очередями у пивбаров, национальной трехцветной аллергией и… конечно же, Певческим полем, как и в прошлый раз набитом разномастной публикой, кооператорами, жарящими шашлык и сосиски и торгующими фестивальной символикой. Инфляция проявилась и здесь: входные билеты стоили уже 5 рублей (против 3-х в прошлом году). Влияло и время года: в июне в Эстонии ночи хотя и не белые, но и черными их назвать нельзя, потому воздействие лайт-шоу несколько смазывалось.
Фестивальная афиша пестрела названиями, в основном на английском языке; как позднее выяснилось, немалая их доля принадлежала эстонским носителям. В глаза сразу бросились мировые знаменитости: Jesus & Mary Chain, That Petrol Emotion, The Men They Couldn’t Hang, RobertCray Band, Rory Gallagher. Такое их обилие незамедлило сказаться на общем впечатлении от фестиваля, но об этом потом. Большое число участников послужило поводом для установки малой сцены, где выступали молодые эстонские коллективы в перерывах между программами их более именитых коллег.

Географическое положение Эстонии, ее связь со Скандинавией здорово повлияли на количество гостей именно из этого региона. Правда, по сравнению с прошлогодним фестивалем их было меньше, да и подбирали их более тщательно; о каждом из скандинавов что-то можно сказать, хорошее ли, плохое ли, но во всяком случае безликой массой назвать их было нельзя. В первый день женской половине зрителей понравился яркий вокалист шведской группы «ВАI BANG» до имени Дидди (о6 этом можно было судить по сценка у запасного выхода, когда девочки отбирали друг у друга цветные фото, бросаемые в толпу шведами). Черная шапка волос красиво контрастировала с его белым костюмом, вместе с тем внешность полностью отвечала стилю которого придерживается этот квинтет — именно облегченный поп-хард (пример «Европы» перед глазами) должен, по мнению музыкантов, вывести их на европейскую орбиту. Ну что ж, блажен, кто верует .. Их песни довольно заурядны, спасали положение песни заимствованные, в частности, версия знаменитой «GET IT ОN» группы «Ти. Рекс».
Правда, по части металла всем утерли нос финны. Зародившись в пригороде Хельсинки, «STONE» в настоящее время стала самой весомой из молодых спид-групп страны. Их дебютный альбом только в Штатах разошелся тиражом 50 тысяч экземпляров. В Таллинне группа играла
в воскресенье под вечер, шквал энергии обрушился на публику, ассоциации с «Металликой» возникли тут же и тут же отошли куда-то, подав ленные спид-металловой атакой наших северных соседей

Еще две финские группы, «MILJOONASADE» и «HEARTHILL», выступившие на «Рок Саммерс» относятся к коллективам, подающим надежды. Квинтет «MILJOONASADE» (это название в переводе означает «Миллион дождей») с ведущим певцом Хейккн Сало во главе — одна из немногих молодых групп, исполняющих свои песни на родном языке: курс на создание запоминающихся мелодий (одна из них «MARRASKUU» — «Ноябрь» оказалась очень даже сносной), с текстами, играющими немаловажную роль, привел их к нынешнему результату — красивому поп-року.
«HEARTHILL» в отличие от «Миллиона Дождей» поют по-английски, видя в этом средство выхода на международный рынок. Имея в инструментальном багаже прекрасною скрипача, они мешают рокабилли со свингом, внося в эту смесь чуточку исступления и безумия.

Теперь передо мной наиболее грудная задача — восстановить в памяти эстонскую обойму, самую, конечно, многочисленную на фестивале. Начну с тех, кто вызвал самые сильные антипатии, хотя пели они, как ни странно, по-русски и назывались «Окна РОСТА». Вышли на сцену шесть мужиков, разномастно одетых а ля первые годы Советской власти (буденовец, буржуи, милиционер, матрос-анархист, крестьянин) и начали исполнять песни на стихи Маяковского. Мои уши дольше двух номеров не выдержали — музыки не было никакой, один антураж и поза. Мерзкий театр. Остальные эстонские коллективы, поющие на родном языке условно можно разделить на 2 части: группы-профессионалы, работающие уже достаточно времени, чтобы понять, что играют они грамотно, правильно, и поэтому ждать от них каких-либо открытий бесполезно, и группы новые, которым, как и пролетариату, нечего терять и поэтому готовым к различного рода творческим авантюрам.

К перпой части безусловно можно отнести:
— UN SPE (в пятницу они довольно долго мучили заунывным арт-роком с двумя клавишниками и вокальной группой, выдавая все это за новую программу);
— «Группу Гуинара Грапса», полностью скатившегося к исполнению тяжмета без каких-либо намеков на оригинальность;
— Коллектив «АВИЦЕННА» под руководством известного джазового пианиста Сергея Манукяна; его вышколенное пение порой спасало их, но в целом впечатление удручающее, хотя, повторяю профессионализма тут полная корзина:
— «Проект Тыниса Мяги» — собраны в кучу инструменты (современные и народные), влияния, желания, амбиции, и потому в итоге — полная каша, бесцветная и пресная.
Особняком в этой когорте именитых стоит «ULTIMA THULE» — в их музыке все же ощущается первозданная мощь, черпаемая из народных музыкальных традиций.

Теперь о группах молодых… Их было столько не Малой сцене, что порой мозг не повиновался и отказывался воспринимать очередного кандидата, уставший от Большой сцены. Исследованию молодых эстонских рок-групп надо посвящать отдельную статью, здесь же, думается, достаточно обозначить лишь основные имена, которые вселяют надежду в будущее прибалтийского рока. В первую очередь — это трио с симпатичным названием «JIМ ARROW AND THE ANACHRONES», которое, как оказалось, было творением рук бывшего гитариста «Великих Лук» Имре Орро. Примером качества их музыки может служить тот факт, что, едва оказавшись в Финляндии на гастролях, они сразу же получили там право записать свою пластинку.
Это и молодая группа «ROOVEL ООВИК» («Соловей-Разбойинк»): ее ребятам помогает в музыке филофониетское прошлое и увлечение записями британских «независимых» гитарных коллективов. Что же касается таких названий как «RISK», «PANТОКRATOR», «FRIDAYS DEAL», «МОNARCH», то здесь дело темное и пока не видно, что из этих групп получится. Да, запомнились «ONU ВELLA AND OORAHU» из Тарту (а кто из видевших их не запомнил если дело касалось секса), но это благодаря сценическому разгулу их страстей.

По логике событий теперь естественно перейти к тем, кто споим присутствием украсил фестиваль, и очередной раз вызван проявление комплекса неполноценности у местных музыкантов и восторженный рев и восхищение стотысячной зрительской толпы. Да-да, это «звезды», «корифеи», «приманка» — называй как хочешь, суть остается неизменной; без их участии «Рок-Саммерс» был бы блеклой национальной рок-тусовкой, вряд ли поручившей продолжение.

День первый — «THAT PETROL EMOTION». Прекрасная северо-ирландская группа (ее начало восходит к распаду известных «Андертонс» в середине 80-х). Темперамент их «динамо-машины» по имени Стив Мак поистине неиссякаем (оттого, что он янки?). Кроме того, что он непрестанно подлвижен. Он еще любит поболтать — каждый номер непременно предваряется фразой. Часть песен знакома по двум последним альбомам «BIG DECISION», «CREEPING ТО THE CROSS», «SWAMP», завершающая «UNDER THE SKY»; есть и неизвестные — посвящение Мингусу «BLUE ТО ВLАСК», «NOTHING LEFT» из репертуара «Базэкокс». Пятерка на сцене как у себя дома: выставив вперед Стива, остальные четверо слаженно делают свое дело: гитары резкие и мощные, неистовый — когда надо — ударник, взвинченный темп, расслабление… Здорово!

Совсем другое сценическое действие показывала на второй день знаменитая группа «JESUS AND MARY CHAIN» (образована в Глазго двумя братьями Рид, фурор произвела в 1985 году своим дебютным альбомом) — угрюмо мрачные статичные позы музыкантов, пессимистичное пение Джима Рида, монотонные мелодии, заваленные гитарными «фид-бэковымн» нагромождениями, из которых выделились разве что хит-синглы: «APRIL SKIES» и «SIDEWALKING». Когда случайно утром следующего дня мы встретили Джима на сходке таллинских филофонистов и пристали к нему с вопросами и автографами, то и в этом случае эмоций с его стороны не было никаких; его лицо выражало одну мысль «отстали бы вы, ребята, от меня». Видать, такая жизненная философия на столько сильно въелась в плоть братьев, что ее проявления присутствуют везде. Но концерт «JESUS AND MARY CHAIN» был очень сильным, хотя, по правде сказать, музыке группы не очень-то подходит подобный стотысячный амфитеатр.

Вечером, в субботу, еще одна знаменитость —- американец Роберт КРЭЙ со своей группой и с духовой секцией «Мемфис Хорнс». Много хорошего мы слышали об этом гитаристе, много хвалебного написано
о нем, а вот теперь привелось услышать его «живьем». Я не скажу, что он меня поразил. Не знаю, что случилось, но, наверное, я один в этот вечер был в стороне от всеобщего «завода» зрительской массы. Головой я понимал, что на сцене мастер, знаменитость, «звезда», что он подлинный хозяин своей гитары, что у него чудный соуловый голос, что он с завидной легкостью покорил Певческое поле, заставив людей встать на скамейки и внимать безудержной, горячей, настоящей музыке, льющейся со сцены. Но у меня что-то щелкнуло, произошла нестыковка, и я выпал из общей массы. Я хотел быть как все, испытывать схожие чувства — и не мог. Наверное, мне не повезло…

Заключительный день фестиваля оказался смазанным — заявленный Popа Галлахер вообще отказался приехать, не осознав ту денежную сумму, которую ему предлагали за выступление, а нью-йоркская группа «DЕL LORDS» застряла в Париже и не смогла вылететь. В результате этого интересную английскую группу «THE MEN THEY COULDN’T HANG» (смешивают панк, фолк и поп, и неплохо, заверяю вас, получается) выпустили днем, когда мы тщетно пытались пообедать в одном из таллиннских ресторанов. Обидно было — нет слов. К тому же, по отзывай видевших, на сцене они так же хороши, как и на пластинках. Их и будем слушать.

Вот и минуло три дня очередного «Рок-Саммера», самого крупного и самого неизвестного фестиваля в Союзе. Почему его сопровождает та кое замалчивание? (Разве можно считать короткую заметку в «Комсомольской правде» освещением?) Наверное, потому, что эстонцам удалось то, что не получается у других: не оглядываясь на Госконцерт, пригласить тех, кого захочется, попутно проигнорировать все советские коллективы (кроме эстонских, хотя тут тоже кроется просчет: фестиваль, сам того не желая, показал незавидный уровень эстонских групп но сравнению с западными «звездами»), заставив самих эстонцев еще раз поверить в свою исключительность («только мы одни это можем»). Это рассуждения уже другого, не музыкального плана, поэтому я хотел бы на этом закончить, чтобы не договориться до политических лозунгов…
А. Пределев.


Обсуждение