ПСЕВДОАКТИВНОСТЬ В „МЕРТВОЙ» ЗОНЕ

или Заметки по поводу еще одного мероприятия для «галочки».

Мне страшно но хотелось писать этот материал, но сказали «надо», пот и получайте.
Афиши были расклеены по всему городу, статья в «Правде Севера» обещала «Аутодафе» и кучу гостей. Все напрасно. Желающих попасть на фестиваль оказалось значительно меньше, чем билетов. Когда я подъехал в субботу к ДК «Красная Кузница», то и мне быстро передалось настроение, царившее там. Тоска, трезвые хмурые лица, реплики типа «а на черта нам нужен этот фестиваль?». К тому же у зал никого не пускали.
С задержкой на 49 минут что-то все же началось. На сцене появился Ростик (президент архангельского рок-клуба), объявив всем что он болен, и больше и его не видел. Коли Харитонов (он сидел возле пульта и представлял группы в единственный нормально работающий микрофон) произнес пламенную вступительную речь, насчитав при этом такое количество архангельских рок-фестивалей, что и совершенно обалдел от такой информации и никак не мог врубиться, что он там считает. Если два конкурса художественной самодеятельности в конце 70-х учитывать, то не все еще свидетели нашего «славного» рок-прошлого окончательно спились и кое-что еще помнят, что роком там к не пахло (если не считать группы «Ключи»). В конце концов 7-й (или 3-й) арт-рок-фестиваль начался. Честь открыть его выпала на долю «В-10». Если год назад эта группа выглядела как заурядный ВИА середины 70-х, то сейчас она на помнила «Рок-Ателье» Криса Кельм и с совершенно тупыми текстами (что-то про карающий меч, молодежь и т. д.). Но когда на третьей веща (ух, блюзяра) начали летать «афганцы» в гробах, я не выдержал и рванул из зала. Песенка произвела впечатление не только на меня, коридор был полон людьми, они судорожно закуривали и шептали: «Да, это почище, чем у Гоголя в «Вие». Затем на сцену с горящей свечкой в руках вышел некто Валентин Желобов (из Северодвинска) в белом монашеском одеянии. Что-то очень долго и нудно пел под гитару.
Новая группа басиста «Поп-объясни» Андрея Зеленина «Эксгумация» была представлена с огромным пафосом, как нечто новое в рок-музыке, даже термин был подобран — «траурный рок». Андреи долго мучил свои клавиши неким псевдо-баховским опусом, во время которого на сцене тусовался Миша Луцкер с флейтой. Под конец он дунул в нее два раза и с трауром покончили.
Настало время хард-рока «Ревизия». Запомнились джинсы поющего гитариста, исполосованные бритвой. «Авантаж». В моей записной книжке осталась запись «арт-хард-хреновина», хотя объявили, что они выступают под лозунгом «Кто не любит наш металл, тот навеки вниз упал». Что ж, видать, судьба у меня такая.

Звук все это время был до вольно противный, часто отрубался вокал, но когда пришел черед гостей, все окончательно развалилось. «Главный механик» из Череповца: интересный гитарист (он же председатель местного рок-клуба, он же и певец — правда, голоса не было слышно), басист и два сильных клавишника-барабанщика. Они то и дело меняли друг друга, причем один оказался настолько сильным, что в самом начале выступления пробил пластик у барабана, который, конечно же. заменить было нечем. Представляете, как они выступили. Выть может. мы получим их записи, чтобы все-таки послушать, что они играют. «Дурное влияние» (Ленинград). Недавно я слышал их в Москве, там они понравились больше. Дело, видимо, в аппарате… или в винных парах. Играют традиционный пост-панк (если он может быть традиционным). Заметное влияние «ленинградской школы» и, конечно же, «дикого» Запада («Джой Дивижн», «Баухаус»). Мрачно, но приятно. И очень грамотно. И хотя у нас в Архангельске многие рок-музыканты плюются от подобной музыки, все-таки им стоило бы по внимательнее ее послушать.
Последними в первый день выступала новая хохряковская команда …(дальше много цифр, точно не помню). Играли металл с элементами шизы. Немного сыровато Куча шоуменов на сцене, пожалуй» даже больше, чем в зале зрителей — остались самые стойкие Так что Сергей Хохряков и его друзья играли практически сами для себя.
День второй в 10 утра (!) открывали группы, не прошедшие прослушивания. Картина была довольно удручающей. Основная часть началась в полдень. Группа «Равелин». В суматохе им не дали времени настроиться, в результате чего выступление обломалось. Отыграв три номера, они плюнули па все и ушли. Затем в дело была запущена обойма северодвинских команд, среди которых каким-то образом затесался новодвинский «Взвод» со своим средней тяжести хардом. Первым патроном в этой обойме оказалась уже довольно известная у нас группа «Нечио» {их да же как-то гоняли по местному радио), грамотно к скучно выдававшая добротный арт-рок в кабацкой упаковке. Зато в восторге были наши музыканты: «Клёво играют!» За ними вышел северодвинский «Тотем». Средний возраст 27 лет. Подумалось только, что пора бы им научиться играть. Нашумевшие «Граждане ПО» Ваньки Говорова (осколок прошлогодних «Менестрелей»). Якобы «настоящие панки». Ваня объявил, что им запретили играть в Северодвинске, все выступление нес какую-то околесицу, изображая из себя невинно осужденного, вытирал рубашкой зад и т. д. Все это смотрелось довольно неприятно да и преподносилось как- то не к месту. Зато они по прежнему играют без бас-гитары.
Все это время публика откровенно скучала. Позевывания сменялись жиденькими хлопками. Несколько расшевелить публику смогла последняя северодвинская группа «Контора». Ей всего полгода, средний возраст 17 лет, играют «тинейджер-рок». Выдали порцию бита и рок-н-роллов, сыграв шесть или семь вещей на бис. По крайней мере, было весело.
На разогретую публику вы шли очередные гости — «На родное ополчение» из Ленинграда, вышли раньше времени, ибо должны были играть в конце дня. Но и это их не спасло. Реакция зрителей была вялой. Чувствовалось, что достал уже всех этот «ленинградский стиль» и «остросоциальные» тексты. Сколько можно перемалывать одно и то же!
Объявили «Мистический со юз». Мистика была, так как мало кто что-либо понял из выступления: Гусля сначала очень долго мучал гитару, иногда выходил Толик Кондратьев и стучал на барабанах, затем Хохряков охрипшим голосом читал свое стихотворение и под конец Гусли спел песню.
Участники всех трех краснокузнецких фестивалей «Попробуй Объясни» играли на сей раз с клавишными. Музыка стала интересней, но опять из-за Колиного (Кузнецова) речитатива текст совершенно неразборчив. Следующим был последний гость фестиваля, барабанщик Валентин Соколов из Вологды. Его сольная программа, насыщенная элементами джаза и рока, несколько напомнила мне АТТО Тарасова, причем звучала до вольно свежо.
Ну. и наконец, «Святая Луиза». Тоже с клавишными. Лично я впервые услышал, как может играть эта группа — звук был изумительный, даже вокал был слышен. По-моему, Будник уже довольно далеко от своего любимого арт-рока, а куда движется — непонятно ни ему, ни нам. К сожалению» «Луизу» уже слушали от силы человек сорок, самых стойких.
Расходились без особой радости на лицах. Общее охлаждение к отечественному року сильно ощущается и о нашем городе. И этот фестиваль лишь усилил данный процесс, тем более что не выступали по разным при чинам лучшие клубовские группы: «Аутодафе», «Блюз-инспектор», «Облачный край», «Тор». Причины разные, но чувствуется, что всем давно наплетать на подобные мероприятия. Умеющие играть — играть не хотят, а играющие — не умеют. Теперь у нас два рок-клуба, думаю, не от хорошей жизни. Адью!
Е. Качин,


Обсуждение