ЭЙ, ГИТАРИСТ, ПОШЛИ ИХ ВСЕХ НА…

«Вот и мы получили свой… ну, это… как его… уи и зе уолд…»
(Из разговора у телевизора).
«ВСЕ ЭТО РОК-Н-РОЛЛ!»
Режиссер С. Козловский

По засветке и мельканию на наших голубых (ну очень голубых) экранах этот клип может соперничать разве что с шевчуковской «Осенью». Был случай, когда в течение только одного вечера его показали аж трижды — по ленинградскому (санкт-петербургскому, е-мое!) ТВ и в ВиДовских «Муз. Обозе» и «Хит-конвейере». Отменное паблисити! Что надо. В нашей программе кое-что лучшее… И так далее.

Сам же клип оставляет по себе как бы двоякое впечатление. Ну, во-первых, хорошо хотя бы то, что он (как таковой) существует. Как старые фотографии в семейном альбоме. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Будет что вспомнить. Да и теперь есть; достаточно поставить кассету в видеомагнитофон, нажать на кнопку —и… получишь результат. Мы вместе!
Это одно.
Второе — художественное (так сказать) решение клипа. Вот здесь и начинаются ломки, поскольку с последним явные, на мой взгляд, проблемы.

Лента на редкость неудачна. Просто бездарна. Она прямо- таки угнетает своей тупостью, и уже к середине вызывает стойкое раздражение и легкое чувство неловкости за самих музыкантов. Ощущение такое, будто они играют в одну общую дурацкую игру под названием «посмотрите, как нам всем в кайф». Причем, все это очень скоро превращается в назойливую демонстрацию, чему, ясное дело, верится с трудом, или не верится вообще. К тому же, говоря о некоей игре, следует заметить, что все участники клипа (или почти все, за исключением разве что Бутусова и частично Шевчука) грубо переигрывают. Они начинают думать, как это они хорошо да круто выглядят, на самом деле — крайне неудачно, неестественно, хуже того — вымученно, выморочно; добавляют слишком много натужных поз, дают излишнюю экспрессию, делают много ненужных жестов. Так что, глядя на экран, хочется сказать словами одного популярного киноперсонажа, «нет, ребята, пулемета я вам не дам»…

В то же время у меня не повернется язык обвинять во всех грехах лишь музыкантов (хотя, бесспорно, вкус им в данном случае явно изменил). Думается, основная ответственность за прокол лежит здесь все же на режиссере. Похоже, он не имел ни малейшего представления о том, как и зачем снимать эту ленту. Обманчивая доступность и кажущаяся простота темы (идея-то была проста, как орех, и лежала что называется на поверхности — друзья, они же звезды отечественного рока, собрались, чтобы вместе спеть одну песню; тот же „We are the World“, но на тусовочный русский лад) сыграли с режиссером злую шутку и обернулись полным провалом. А ничего другого и не могло быть. Ведь идея идеей, однако ее, как говорится, не только обозначить, но еще и выстроить надобно хоть на какой, а все же мысли. Художественно оформить что называется.

И вот вместо синкретичного произведения, призванного показать, выпукло и зримо, событие некоей взрывной силы, получилось нечто необязательное и, увы, никчемное.
Даже элементарное вкрапление в ткань клипа кусков живого сценического выступления (их же, совместного) уже бы не только оживило действие, но и придало определенный шарм всему происходящему. А так не оставалось ничего иного, как всю дорогу со старательностью идиота переводить камеру с одного музыканта на другого. А те, в свою очередь, чувствуя, очевидно подсознательно, всю вялость и искусственность построенного режиссером действа, пытались компенсировать динамизм корчанием рож и кривлянием перед объективом; оживляж такой.

В этой связи на память приходит великолепный клип Бори Деденева «Осень». И сразу становится ясно: где есть четкий режиссерский замысел, образность и широта мысли, а также свой собственный взгляд на событие, там и нет такого пошлого скакания по верхам и, как следствие, попадания в пустое, выморочное пространство бестолковости и между- жанрия. Ибо жанровая рамка — и есть ракурс взгляда художника.

Но что уж совсем убивало — так это пафос. Офигенный пафос, с которым наши герои изрекали (тире вещали), что есть по их мнению рок-н-ролл. Никакой иронии, самоиронии или сарказма на худой конец. Все в лоб, и на Полном серьезе. Боже, куда подевалась их интуиция!? В итоге ведь получилось нечто… как бы это сказать… подозрительно смахивающее на поливы С. Михалкова или «Нашего современника», только с противоположным знаком. Такое же лобово-дидактичное и поневоле фальшивящее, даром что на новых схемах.
Впрочем…

P. S. Я ни в коей мере не претендую на абсолютную истину, истину в последней инстанции. И все вышеизложенное отнюдь не приговор (упаси Боже!). Но увиденное оставило свой след, и вызвало к жизни сей опус. Не стану отрицать, я, может быть, несколько пристрастен — поскольку изначально ожидал от этой работы куда БОЛЬШЕГО. Так что, вполне возможно, не все согласятся со мной в оценке, и слава Богу. Пусть будет так.
Во всяком случае, эти заметки всего лишь слово в обмене мнениями — было бы что менять…
С. ШАХ.


Обсуждение