ТЕАТР ТЕНЕЙ (ИЗ АРХИВОВ НЕЗАВИСИМОЙ РОК-ПРЕССЫ)

«Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?»— потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом». Экклезиаст, 7-10.

12.04. 87. Ленинград, Клуб РТЗ-2.
…От концерта к концерту ажиотаж вокруг группы растет, хотя музыка и шоу лучше не становятся. Да и новых песен что-то не слышно. Не боится ли Костя, что выйдя в один прекрасный день с новой программой, он встретит свист и вопли: «Меломана давай!» или совсем уж бессмысленное «Мы вместе»?..
Кинчев был на высоте, босиком и с красным шлейфом (где он их столько берет?). Он спел обычную солянку + «Красное на черном», «Осеннее солнце», а также своеобразную электрическую версию «Эй, ты, там, на том берегу» с LP «Д-р Кинчев и Группа Стиль» (85).
Как следствие, зал брали штурмом фаны- неофиты, которые довольно бесцеремонно выплеснулись на сцену, мешая музыкантам и норовя хоть кончиком пальца коснуться Кумира (говорят, это помогает при ломоте в суставах, геморрое и абстиненции — Осанна, Суперстар!).
4.02.88. Ленинград, школа № 344.
…В 344 школе случилось почти невозможное: состоялся концерт опального (22 ноября 1987 года газета «Смена» опубликовала статью некоего В. Кокосова «Алиса» с косой челкой», если помните—Ред.). Доктора Кинчева и К0 (Самойлов + Шаталин). Обычная акустическая программа. Ребята, соскучившиеся по широкой аудитории, играли с подъемом. Где-то к середине концерта между Костей и залом установилось удивительное духовное единство. Из нового КК спел 200 куплетов из своей 600-куплетной «песни всей жизни» (как назвал ее сам Доктор); так себе — нудноватая, почти частушечная, мелодия + очень неплохие тексты (в стиле Кости), но, в общем, от «песни всей жизни» можно было ожидать большего. Завершилось сие действо феерическим исполнением всем залом «Моего поколения» и получасовой раздачей автографов. Эй, ты, там, на той берегу Фонтанки — неужели так и не понял ничего?
P. S. А школа-то цела…
12-13.03.88. Псков, ДК Профсоюзов.
…фантастика — по городу развешаны афиши, билеты продаются свободно (а зальчик-то мест на 400), ни одного милиционера. Первые два концерта прошли в полупустом зале, и это было просто замечательно — наконец-то удалось побывать на спокойном выступлении АЛИСЫ. А уж на следующий день концерт был типично ленинградским — переполненный зал, толпа фанов, запрыгивания на сцену — разве что в уменьшенном масштабе: сломали всего 4 кресла, от какового убытка директор ДК пришла в ужас. Чуть было не отменили последний концерт, акустический, но он все же состоялся. Прозвучали «Мой театр, мой каприз», «Мало-помалу», «Новая кровь», «Тыр-тыр-тыр», «Армия жизни», «Чую гибель», новая песня.— «Черная рок-н-ролл мама». Пел и Самойлов, и даже Шаталин спел своего «Хеви-металлиста». Жалко, что подобных концертов практически не бывает. «Доктор Буги»— хорошая песня, и «Экспериментатор» — хорошая, а «Мое поколение» и «Мы вместе» — просто замечательные. Но сколько можно? Почему новые вещи (если, конечно, «Аэробику» или «Солнце за нас» можно назвать новыми) составляют лишь редкие вкрапления в отработанной, но уже приевшейся программе? Но. если подбор песен можно объяснить спецификой гастролей, то чем оправдать явное заигрывание с публикой, причем с самой ее безумной частью? Поосторожнее бы с продажей…
30-31.03.88. Пермь.
…Все, естественно, ждали электрическую АЛИСУ. Не дождались. Жаль, конечно. Но кинчевская акустика, как оказалось, тоже интересная штука. Многие исполненные вещи, в силу своих особенностей, электро-АЛИСОИ исполнены никогда не будут (будут, будут,— Ред.), а между тем, они весьма много дают для понимания «кинчевского феномена». Да и песни Самойлова, которые там тоже пелись — это же очень круто! О кинчевских же новых песнях можно, конечно, спорить — влияние Башлаче- ва и Ревякина несомненно, но все равно хорошо. Естественно, на одном из концертов произошел инцидент: Костя столкнулся с напрягами в понимании его текстов местным объединением воинов-интернационалистов «Саланг», чуть не сорвавшим концерт и навязавшим залу и музыкантам бесплодную и абсолютно некайфовую дискуссию. Но несмотря на такой вот досадный случай, эти концерты — достойное завершение мартовского рок-марафона. Перм(ь)анентной рок-революции.
9-10.04.88. Москва, ДК МЭИ, к/т «Балтика».
…Первый из этих концертов состоялся в ДК МЭИ и был отмечен: а) небывалым энтузиазмом публики; б) ужасным звуком. Гитара у Шаталина постоянно отрубалась, а когда включалась, то была плохо слышна. На концерте прозвучали новые песни «Армия жизни» и «Все это рок-н-ролл* (похожая на майковские рок-гимны в исполнении СЕКРЕТА с подозрительно-англизированным «рок-энд-ролл» в припеве).
Той же ночью (с 9 на 10.04) в к/т «Балтика» состоялся ночник АЛИСЫ, приуроченный к Пасхе. Кинчев начал выступление возгласом «Христос воскрес!», после чего (вот уж не к месту) спел «Атеист-твист».
10.04 состоялся второй концерт в ДК МЭИ.
12-14.05.88. Псков. Состоялись «встречи с киноактером К. Кинчевым» (так теперь называются акустические вояжи АЛИСЫ малым составом). Впечатления ленинградцев о них — приводятся ниже.
…Фаны АЛИСЫ добрались до столицы Скобаристана несмотря ни на что; все старания по дезинформации («Мы едем в Тарту»,— заявил накануне Петя в «доверительной» беседе) благополучно накрылись, и сонный городишко в статусе облцентра узрел истерию и фанатизм, которыми так везде стращают, и так пришедшимися по душе местным\ хулиганам.
Четыре концерта на сцене Центрального ДК профсоюзов, прошедшие, за исключением последнего, ночного, при полном аншлаге, были ороши со всех сторон. Фаны бесновались и заводили толпу не меньше самой музыки, балкон рапрягался и глухо рычал, партер громоздился себе на плечи и на подлокотники кресел.- Ну, а имеющий уши — да услышит. Первое общее впечатление — исчез мальчишеский экстремизм. Ну, как бы это сказать, чем «Афган» отличается от «Соковыжимателя» или даже «Время менять…»? Горькая складка у рта — совсем другая, чем гримаса познания кислого плода жизни. Второе — Доктор изо всех сил пытается отойти от восприятия самого себя как «пера в руке Божьей». Как сказано:
«Один певец подготовляет рапорт,
Второй рождает тихий ропот,
А третий знает:
Он — лишь рупор,
И он срывает все цветы родства».
Ревякин — эпичен, а Кинчев — лирик. Вряд ли это ситуация «Запад есть Запад, Восток есть Восток», но… куда от этого деться?
Особо следует сказать о ночном концерте. Очень уж домашней и доверительной была у него аура. Шаталин закатывал почти джазовые соло, чем приятно скрасил общее впечатление от своей игры. Петя исполнил обычный набор — «Иваси», «Банщик» и т. п.— каждый раз встречая горячую поддержку зала, ну, а Доктор пел относительно новые песни.
И последнее. Каким-то будет Фестиваль? Добрый Кинчев?
10.06.88. Ленинград, Зимний стадион, VI Рок-Фестиваль ЛР-К.
…Своеобразие Шестого Ленинградского заключалось, помимо прочего, еще и в том, что в его судьбе внешние, привходящие обстоятельства, перипетии организации и проведения, закулисная борьба вчерашних единомышленников и тайные соглашения недавних врагов, милицейские и пожарные страсти оказались как-то важнее и значимее, нежели его художественные, творческие итоги.
Как это ни парадоксально звучит, но — объективности ради — следует отметить, что практически всех участников аудитория принимала равно доброжелательно, хотя за этой доброжелательностью легко читалось простейшее равнодушие. Пожалуй, лишь АЛИСА вызвала по-настоящему сильный эмоциональный всплеск, но и он был инспирирован не каким-то особенно удачным ходом концерта, а единственно радостью фанов, изголодавшихся по лицезрению Кумира, с боем и кровью прорвавшихся в зал и благоговейно внимавших все тем же номерам минимум годичной давности. Что это было? Успех? Провал?
Говорить о профессиональном мастерстве АЛИСЫ, актерском даровании Кости давно уже стало общим местом — это вещи очевидные. Но проверенный лозунг — «Мы вместе!» — отчего-то начал отдавать привкусом цинизма и фальши. Может, пора искать новые точки отсчета?
24-25.07.88. Винница, к/к зал «Радуга».
…Вот и к нам пришел… Этот, как его… Перестройка… в лице ленинградской группы АЛИСА. Без всякой подпольной возни, через филармонию, четыре концерта, билет — три рубля штучка. Правда,. злые языки утверждают обратное, в смысле перестройки: мол, в Винницу АЛИСА попала лишь потому, что в Киеве ей запретили выступать. Тем не менее, 24 июля я поспешил в киноконцертный зал с незамысловатым названием «Радуга». Полчаса между обозначенным и реальным началом концерта укрепили уверенность, что сегодня действительно будет что-то ленинградское (однако, славные питерские традиции уже известны всюду! — Ред.)/ К тому же перед взорами нетерпеливо посвистывающей публики постоянно барражировали странные личности в черных футболках, шортах и, извините, босиком, приятно контрастируя с вечерними туалетами наших роковых дам и не дам.
Пятнадцатиминутная настройка аппаратуры перед выступлением Кинчева сотоварищи в альнейшем никак не сказалась на качестве звучания. . Александр Борисович Тимошенко отнес это за счет акустики зала. Об этом недостатке мы не раз уже слышали от других гастролеров, но все же хотелось бы проверить эту самую акустику с качественным аппаратом. Увы…,
Несмотря на это АЛИСА выглядела убедительно. Костя махал красной тряпочкой и делал правой ногой так и эдак, потом хотел сделать шпагат, но помешали жиганские штаны или еще что. Дальше: руки вверх, потом туда же микрофонная стойка. Очень было интересно смотреть на это. Из дальних странствий возвратясь, лицо его имело балканский загар и косметика уже не так резко оттеняла демонические черты, а лишь густыми каплями скапывала на пол. Где-то я читал, что он похож на крашеного петуха. Нет, то неправда.
Другой активный член представления — Андрей — был наг по пояс и выбивал босыми пятками чечетку, периодически требуя в паузах «сделать гитару погромче». Все остальные члены дружины не покидали своих позиций и вольностей себе не позволяли.
На первом концерте исполнялось всего восемь песен (если концерт начался позже, надо же хоть завершить его вовремя!). Среди них «Мое поколение», «Аэробика», «Тир», «Все это рок-н-ролл». Предпоследней песней была «Эй, ты, там, на том берегу!», и тут случилась незадача. Исполняя ее, Костя тыкал по привычке пальчиком в уважаемую публику, и надо же такому случиться — на концерте присутствовали скучающие представители уважаемого клана «металлистов*. Им было неведомо, кто относится к «прочим разным гадам», но хорошо известно, что означает на фене лабухов «до ре ми, до ре до». К тому же какой- то доброжелатель, рекламируя АЛИСУ, написал на афише, что она играет «металлический рок». Какое это оскорбление для тех, кто встает под СЛЭЙЕР и ложится под КРЕАТОР — знают посвященные. А тут еще не на них указуют и предлагают двигаться дальше!
И вот, на ребят в футболках с надписями, кроме прочих, ЛЕГИОН (? — Ред.) и имел неосторожность напороться перстом Кинчев.
На следующий день они терпеливо дождались начала концерта и диким ревом и… яйцами встретили АЛИСУ (для любопытных: процент попаданий был слишком низким, чтобы его обнародовать). Потом человек сто оставили свои места и с криками «Фак ю!» кинулись на сцену. За ними последовало еще столько ж ничего не понявших фанов АЛИСЫ. Обступив плотными рядами музыкантов (при общем недоумении остальной публики и администрации), «трэшеры» продолжали оскорбления словом и действием, но без рукоприкладства.
В этой, казалось бы, обескураживающей обстановке музыканты проявили себя настоящими «панфиловцами», не уступив ни пяди жизненного пространства на сцене.
Костя… Ему, наверное, наплевать, какой питаться энергией, положительной или отрицательной, лишь бы ее было много. Он носился по сцене, гримасничая и махая перед разъяренной толпой, тыкающей в него «козой», красным плащом (тряпкой?). «Эй, тореро, Бог хранит тебя!» Он забыл свое происхождение, забыл свои победы, забыл, что он красив, забыл много чего, и клекотал орлом, выплевывая слова, как пули.
Не подкачали и другие «матадоры», особенно хорош был опять же, Шаталин. Без тени волнения и смущения (волновалась за кулисами его жена Олеся) выдавал такие коленца, что вскоре близстоящие от него юнцы запросили: «Дядь, дай потрогать». Пока обслуживающий персонал опомнился и очистил сцену от оппозиционеров, АЛИСА успела отыграть полпрограммы.
На следующий день в гостиницу пришла делегация вчерашних хулиганов просить прощения и мира. Этот марш, впрочем, не спас публику последнего концерта от специально исполненного номера «Я тебе прочищу уши ломом». Текст О. Котельникова из-за ужасного фальцета, напоминающего сразу все подростковые группы от Винницы до Ниццы, не был слышен, а музыка составляла приятный хардовый стандарт.
АЛИСА уехала в сторону тепла. Сочи, Крым, Краснодарский край… Но’ обещала вернуться. А не слабо? Правда, где им еще придется увидеть полупустой зал на своем концерте, полное отсутствие ментов (в Киеве на концерте группы было одновременно 450 сотрудников МВД) и столь неадекватное проявление зрительских симпатий?! Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище, добро пожаловать в «цукровый Донбас»!..
К. КИНЧЕВ — о своем южном турне:
«Это был чес, такая пахота была — 38 концертов: Украина, Краснодарский край… Все прошли хорошо, кроме Дагомыса и одного концерта в Виннице. В Дагомысе был буржуйский зал, мягкие кресла… А на третьем концерте в Виннице появились, как они там называются, «металлисты» — в тренировочных штанах с лампасами (на афише, кстати, было написано «хеви-метал-группа»). Встали у сцены и плевали весь концерт. Я как Джонни Роттен весь оплеван был с ног до головы. На следующий день им всем вломили, они пришли с цветами и сказали: «Мы че-то не поняли, ты там че-то про металл пел в песне «Я — меломан». Мы там не поняли, ты извини». На четвертом концерте было уже все нормально».
(По материалам журналов «РИО», «ТЫЛ», «От Винта»).
Фото В. Потапова.
ВОТ НА ЭТОМ, ПОЖАЛУЙ, МЫ И ЗАВЕРШИМ НАШ… Э-Э… РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР КОНЦЕРТНО-ГАСТРОЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ГРУППЫ АЛИСА. НАДЕЕМСЯ, ЧТО ВЫ СЛЕГКА ОТТЯНУЛИСЬ. ВСПОМНИВ (А КТО-ТО И ПРОЧИТАВ ВПЕРВЫЕ) ЭТИ СТАРЫЕ СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ ИЗ НЕ МЕНЕЕ СТАРЫХ РОК-Н-РОЛЛЬНЫХ САМИЗДАТОВСКИХ ЖУРНАЛОВ, ЧЬИ СТРАНИЦЫ ДО СИХ ПОР У МНОГИХ ИЗ НАС ВЫЗЫВАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА.


Обсуждение