“Свобода прессы принадлежит тому, кому принадлежит пресса”. Это из опыта американской демократии.
“Свобода прессы принадлежит тому, у кого в данный момент в руках руль”. Это из нашего векового опыта. И дальше в том же духе — у кого в руках ружье, у кого в руках печатный станок и бумага, у кого в руках, в конце концов, техника. Но в каждом заборе есть оторванная доска, надо только знать — где.
Писатель / журналист / философ втихую стукают на “Эрике” или корябают ручкой по бумаге. Такие же “тихие” люди читают вслух на посиделках, перепечатывают (5 экз. под копирку), раздают. Медленно, но верно, растекаясь по каппилярам, мысль и знание достигают адреса. Зубчатые колеса вертятся в промокшей под бронебойным дождем башке. Результат становится новостью для тех, кому сейчас принадлежит свобода прессы. С продавленного дивана возносится на пьедестал писатель / журналист / философ. Очередной самиздатчик, щурясь, глядит в экран телевизора, потом садится за компьютер…
Однако, довольно патетики.
В Советские времена самиздат был, скажем так, двух видов — литературный и политический. Первым занимались, в основном, профессиональные филологи, а за политический самиздат можно было огрести такие срока, что спрос на него был самый минимальный. Самиздат был принадлежностью, в известном смысле, к интеллектуальной элите.
Сейчас самиздат становится широким, массовым — чем-то вроде “зинов”, т. е. у каждого круга или группы свое издание. Вместе с тем он стал более избирателен, узок. Тогда как получалось? В самиздате участвовали, скажем, и генерал Григоренко, и рабочий Марченко, запустивший в самиздат свою
книгу. Но это были одинаково избранные люди — они знали, чем они рискуют и как могут за это ответить, и тема у них была, в общем-то, одна — нарушение гражданских прав. Сегодня никто уже ничем не рискует, это становится удивительно дешево и легко. В каждом круге общения — свой журнальчик и не нужно уже, как раньше, для того, чтобы попасть в самиздат, прилагать какие-то нечеловеческие усилия. Мне достаточно было выписать один- единственный “Ножи и Вилки” и сразу началась огромная переписка. А то,
что самиздат теряет остроту…
Хватит сравнений!
США признали информационное пространство пространством для ведения войны, да! В Швеции в армию призывают в первую очередь кого? — хакеров! Потому, что обычное вторжение в шведскую компьютерную сеть может принести урон намного больший, чем, скажем, танковое вторжение
лапландской армии. Умберто Эко, выступая где-то там, в Москве, высказал мысль, что люди уже сейчас делятся на две группы — одна часть те, кто делает информацию и другая — те, кто ее потребляет. И так как
предполагается, что XXI век будет информационным веком, получается, что главное орудие подавления человека человеком будет основываться
именно на высказанном Умберто Эко разделении — одни будут владеть информацией и делать ее, другие только потреблять. Некоторых людей (особенно в нашей стране) сделанная на заказ информация никода не устраивала и не устроит. Пускай человек не может владеть всеми сведениями, но он должен иметь поисковые системы — искать и находить то, что ему интересно. И мы предполагаем, что…
Да фиг с ней, с этой глобальностью!!!
Просто существует определенный объем информации, которым мы обладаем и мы знаем, что другим людям он не доступен. Допустим, человече увлекается роком, но не ведает, кто такие Ермен, или Света Чапурина, или “Флирт”. Вместе с тем не существует никаких причин, мешающих ему этим интересоваться. Но — для того, чтобы заинтересоваться определенным явлением, нужно, как минимум, знать о его существовании. И вот она, — мысль: мы хотим стать теми, кто вам об этом расскажет. Это — первое. Второе. Почти весь официоз сконцентрирован в диковинных местах — Москве и Питере. А что в Иркутске? Какая альтернатива? Вспомни “Студию”. Пытались, пытались у нас сделать добротную музыкальную газету — не срослось. В результате мы пришли к ситуации, когда не то, что прочитать, но и вспомнить особо-то нечего. Практически никакого самиздата в Иркутске не было и нет до сих пор. Отсюда у нас желание заинтересовать людей тем, что происходит в родном “болоте” — в политике, музыке, кино, литературе и т. д. Почему бы и нет? Ведь, черт побери, жизнь не замыкается внутри Московской кольцевой автодороги и маршрута “работа — дом”. Нам нравится узнавать новое — мы говорим с людьми.
DO IT YOURSELF!:
P. S. В дальнейшем мы хотим посвящать отдельные номера одной выбранной теме. Темы ближайших номеров: армия (уже готовится); иллюстрированный рассказ о коммуне “Идеал», существовавшей в 20-30-е годы в Аларском районе; иркутские авангардные кино и театр; возможно, литературный и политический выпуски.