Художественная цензура.

Что плохого в том, чтобы быть сексуальным?
Сравните. В 1968-м мистер и миссис Поко-Леннон сбросили с себя одежду и без затей продемонстрировали покупателям пластинок свои голые тела на обложке альбома «Два девственника». Было много шума. В 1989 году британская трэш-кор-грунгга с приятным названием CARCASS («Туша») выпустила лонг-плзй «Симфонии болезни». Типичными песнями там был и «Саднящее брюшное выделение», «Ядо-зараженная кричащая вульгарная масса» и «Хрипящая кишечная эрозия». На черно-белой обложке был изображен взрыв человеческой головы. На развороте, однако, был полностью цветной фоторепортаж… из прозекторской: мертвые человеческие тела на разных стадиях разложения. Мозги, глазные яблоки, кишки, половые органы. Полный набор. По сравнению с их предыдущим альбомом было заметное улучшение: «Вонь разложения» имела на своей обложке еще более жесткий фотомонтаж. Говорят, когда хозяин ноттингемского магазина фирмы HMV увидел пластинку, его сначала стошнило, затем он упал в обморок.
Мораль? В 70-е, чтобы конверт пластинки запретили, надо было всего лишь показать двух обнаженных людей. В 90-е годы человеческие тела надо было вывернуть наизнанку.

Есть много способов, чтобы вашу обложку отвергли во всех приличных семейных магазинах грамзаписи. Вы можете — как это сделала одна нью-йоркская группа — назвать себя THE CUNTS. Можно изобразить себя с косяком, заправленным марихуаной и размером с дирижабль, свисающий с губы, как это сделала BIG YOUTH на первоначальном варианте конверта своего альбома «Natty Cultural Dread». Или вы можете сняться на фоне бушующего пламени а затем трое из группы погибнут в авиакатастрофе, как это случилось с LYNYRD SKYNYRD вскоре после выхода их альбома «Street Survivors». Однако эти примеры только капли в море. Существует бесчисленное количество альбомных конвертов, изображения на которых вызывали возмущение многочисленных слоев общества еще прежде, чем и’гла касалась пластмассы. Вот некоторые из них, для вашего удовольствия, — аккуратно рассортированные по степени оскорбительности.

Неприличные изображения
Поместить их на обложку наиболее распространенный способ спугнуть лошадей и администрацию местного магазина грампластинок. В США был запрещен выпуск альбома ROXY MUSIC с двумя скудно одетыми моделями на обложке: их убрали и оставили только фон зеленый папоротник. Оправдываясь, американцы потом говорили, что девушки выглядели слишком «мужественными»!
Болтовня о космосе, сопровождавшая появление фотографии неодетой 12-летней девушки, держащей фаллическо-металлическую модель космического корабля (на обложке первого п единственного альбома группы BLIND FAITH), сегодня бы не умиротворила организации «защиты детства». В данном случае имела место чистая (с)эксплуатация, несмотря на запоздалые объяснения фотографа, что это был «концептуальный» (!) снимок в честь недавней прогулки Нила Армстронга на Луне (!!). «Девственница, ни за что не отвечающая,- это плод древа познания. Человек отправился в Галактику: я хочу, чтобы невинность несла мой корабль». Подотритесь, и вперед! Америка сначала посчитала это спорное изображение недопустимым манерничаньем группы, но со временем лицемерие и деньги одержали верх, и «коллекционное издание» (с наклейкой, прикрывающей скромные достоинства девушки) пошло в продажу.
Планы музыкантов ХТС по художественному оформлению альбома «Mummer» включали в себя изображение волос (не на голове), украшенных цветами, но когда первое нашлось, цветов не смогли достать — соответствующий магазин был закрыт. Еще один проект фирмы Virgin, который пострадал: конверт альбома «Below The Belt» (1976) группы BOXER. В начальном варианте на обложке должна была быть изображена модель Стефани Мэриэнн, обнаженная и распятая. Но к тому времени, когда пластинка добралась до Хай-стрит, на конверте волшебным образом появилась исключительно большая боксерская перчатка, прикрывающая те места, где могли быть нанесены чувствительные удары снизу.

Ленноны, голые, как и было задумано природой, и доступные только в США, под простыми коричневыми чехлами.
24 августа 1968 года. И Decca, и London отказались выпускать альбом «Beggars Banquet», на конверте которого помещена фотография Бэрри Файнштейна, изображающая стенку туалета, испещренную надписями. Джаггер настаивает на сохранении этого произведения — иначе альбом не выйдет. Патовая ситуация. Неделей позже Джаггер предлагает упаковать альбом в коричневый конверт с надписью «не для детей». Decca не принимает эту идею. Конфликт затянулся до декабря, когда был достигнут нелегкий компромисс, и альбом, наконец, вышел — в скучном конверте. Ирония в том, что спустя годы «Банкет нищих» появляется на компакт-дисках, украшенных упомянутой стенкой во всем ее великолепии!
Это был не первый конфликт «Стоунз» с Decca по поводу упаковки. В 1966 году альбом «Aftermath» сначала был назван «Можешь ли ты ходить по воде?» Богохульство (предполагаемое) было пресечено фирмой Заппа. Для альбома «Weasels Ripped My Flesh» немцы предпочли картинку с грызуном, попавшим в капкан.
THE BEATLES, «Yesterday And Today» (Capitol, 1966). Эта фотография сначала использовалась в Британии для рекламы в прессе сингла «Paperback Writer». Когда ее в полном цвете поместили на американский лонгуплэй, вид Великолепной Четверки в белых халатах, с кусками сырого мяса и разобранными куклами был посчитан «слишком варварским» для массового покупателя. Пока срочно печатались новые конверты, старые были обклеены поверх фото и пущены в продажу. Битломаны устроили настоящую охоту за оригиналами с «Мясниковской обложкой»: они тщательно отпаривается наклейки и снова пускали отреставрированные конверты в оборот — но уже по другой цене, картинку со снайпером.
THE ROLLING STONES, «Sticky Fingers» (1971). Старина Люцифер явно побывал в испанском отделении Atlantic Records, когда там получили пленки и художественное оформление (Энди Уорхола) к альбому «Липкие пальцы». После произнесения заклинаний, опрыскивания святой водой и, посещения местного экзорсиста испанцы в срочном порядке заменили «Sister Morphine» на «Let It Rock» и сменили оригинальную обложку на менее вызывающую, по их мнению. Это мнение до сих пор оспаривается

Э-э… штучки
По соседству с неприличностями находятся вещи, которые смотрятся неприлично, но не являются тем, на что похожи. Хардкор-знаменитости FUGAZI были обвинены в «пропаганде гомосексуализма», когда их вокалист Йэн Маккэй появился на обложке альбома «Margin Walker» с лицом, измазанным «спермой». На самом же деле это был крем для бритья.
Джелло Биафра вызвал бурю во многих желудках, когда на конверте его ЕР «nower Of Lard» предстало нечто, выглядевшее как жестоко изуродованный пенис (в действительности это была зевающая минога). Мистер Биафра, конечно, бывший участник DEAD KENNEDYS и «первосвященник крутых штучек». Однажды он поместил изображение Христа — распятого на кресте из долларов — на обложку альбома, и подвергся судебному разбирательству (безуспешному) за то, что снабдил конверт по-настоящему революционным постером, выполненным художником HR Giger из арт-группы Alien. На постере, если смотреть под определенным углом, изображалось множество покрытых слизью пенисов, входящих в соответствующее число отверстий. Биафра довольно резонно заявил, что это — «метафора, символизирующая потребительское общество».

Беременные женщины
Удивительно, но факт. Можно выйти сухим из воды, изобразив зачатие, но с отображением рождения связан совершенно новый мир хлопот. В 1973 году CARAVAN первоначально оформил свой альбом «Для девушек, забеременевших ночью» довольно приятной картинкой: женщина на заметной стадии беременности. Снисходительная Британия попросила только одеть ее .в ночную сорочку. Годом позже группа THREE DOG NIGHT ушла намного дальше и предоставила место на обложке альбома «Hard Labour» женщине, рожающей… граммофон. Позднее эта вызывающая фотография была прикрыта пластиковой нашлепкой.

Hipgnosis
«Гипгноз», известная «фото-сюрреал истекая» группа художников, имеет впечатляющие достижения в рассматриваемой области.
Изменено! Обложка ‘ двойного альбома PINK FLOYD «А Nice Pair», на которой было помещено неавторизированное фото боксера Флойда Паттерсона.
Запрещено! Дизайн конверта «Misplaced Ideals» группы SAD CAFE: лицо со стянутой резиновой маск«эй. Или резиновой человек со стянутым лицом. Или человек, пытающийся убрать изрядный кусок жевательной резины со своего лица. Никто так и не понял.
Смягчено! Когда Пол Маккартни попросил «гипгнотизеров» применить их воображение к его альбому 1982 года «Tug Of Love», изображение человека, пытающегося удавить себя, было явно не тем, что Макка имел в виду.

Женоненавистничество
Изображение избитых, изнасилованных и изувеченных женщин часто применяется теми, кто хочет шокировать; по каким-то причинам этот способ особенно любим агрессивно-гетеросексуальными рок-группами, которые сами любят наряжаться как третьесортные коро
левы. GUN N’ ROSES для своего дебютного альбома «Appetite For Destruction» выбрали карикатуру с женщиной, изнасилованной роботом. Эта обложка, прикрываемая в Штатах «одеялом», была в Британии запрещена совсем, и Virgin пришлось убрать ее с витрин своих магазинов. Аналогичным образом, автору музыки к фильму «Miami Vice» Джану Хаммеру пришлось поменять конверты одного из своих альбомов из-за обвинений в демонстрации насилия над женщина ми. Но наибольший шум’ вызвала лос-анджелесская реклама альбома THE ROLLING STONES «Black And Blue», изображавшая жертву садо-мазохизма.
Модели, участвующие во всем этом, редко жалуются, но немало молодых леди, представших раздетыми на британском развороте альбома Джими Хэндрикса «Electric Ladyland», возмутилось тем, как они были изображены: зернистость фотографии сделала их похожими на работяг из спортзала. Америка же решила, что изображение мистера Хэндрикса будет более выигрышным с коммерческой точки зрения, и менее спорным.

Сатанизм
Почти весь рок-н-ролл является делом рук Дьявола — так считают американские фундаменталисты- христиане; сюда же относятся, разумеется, и все группы «черного металла». Все, несущее на себе изображение рун, распятия, звезды Давида или «белых теннисок», должно быть сожжено. В большинстве американских религиозно-зависимых магазинах грампластинок вы не найдете альбомов VENOM, DE- ICIDE, SLAYER, LED ZEPPELIN, Мадонны, Принса, ELO, Элтона Джона и Джона Денвера. Господи, думая об этом, хочется остановиться… Но мы продолжим. Курьез: воинствующие атеисты, металлисты STRYPER для своего альбома 1988 года «В ад вместе с дьяволом» решили изобразить самих себя, отправляющих старину Ника в объятую пламенем пред- ысподнюю…

Нацизм
Украшенные свастикой пластинки типа «Марши славного 3-го рейха» можно заказать через ксерокопированные (с плохим качеством) журнальчики, издаваемые правыми лунатиками. Бедному старому бельгийскому (апти-фашист- скому) бэнду MUSSOLINI HEAD- KICK досталось, однако, за их ЕР «Темы жесткого возмездия»: американские дистрибуторы забраковали ее «нацистскую» обложку. Музыканты использовали изображение человеческого тела в переплетении со свастикой фотомонтаж всемирно известного ху- дож п ика-антп фашиста Джона
Хартфидда.

Хирургия
Острые предметы, воткнутые в мягкие части тела, эта оформительская тема особенно популярна в последние годы. Примеры: альбом «То The Gory End» группы CANCER (мачете, воткнутое в вопящую человеческую голову); альбом «Life Sucks And Then You Die» группы CEREBRAL FIX (школьник, примкпутый к электрическому стулу, и с содранным скальпом, обнажающим мозги); альбом «Salt, Saliva, Sperm And Sweat», фонограмма австралийского кинофильма (женское лицо в бассейне из собственной крови и мозгов)-; и, наконец, альбом «Grim Reality» группы MACABRE (человек втыкает нож в глаз отделенной человеческой головы, тело распилено пополам, джентльмен играет с внутренностями жертвы). Кстати, ведущий певец MACABRE’a сын владельца известного чикагского магазина «Rock-n-rol!» фирмы Макдоналдс. Абсолютно никаких комментариев!

Беспокойные пальчики
На обложке дебютного альбома 1967 года группа MOBY GRAPE поместила своего барабанщика Дона Стивенсона со стиральной доской в руках; некоторые углядели, что он «балуется с пальчиком». CBS пришлось отозвать все конверты и удалить махальный палец (впоследствие он вернулся в переиздании фирмы Edsel). Относительно недавно компьютерное изображение шестипалой руки на альбоме Тодда Рундгрена «Nearly Human» («Почти человек») было отвернуто японским филиалом Warner Bros. Японцы отсекли «дополнительный» палец, обессмыслив тем самым идею обложки.
Карикатура на первоначальном конверте дебютного альбома Элиса Купера «Pretties For You» была заклеена: не для того, чтобы прикрыть женщину, поднимающую юбку, а чтобы замаскировать похожий на фаллос палец, направленный на нее!

Фото для полиции
Показать собственное лицо на обложке — это обычная практика; однако, если это будет чье-то другое лицо (особенно — стража порядка), и без соответствующего разрешения, то готовьтесь к последствиям. На американском издании сингла «роллингов» «Street Fighting Man» было помещено газетное фото чикагских беспорядков, связанных с мэром Дэйли. Однако даже заставка на глазах полицейских — применяющих к демонстрантам современную полицейскую тактику — не спасло конверт, и он быстро был «снят с вооружения». Годами позже, среди женских лиц, вырезанных из журналов и смонтированных на конверте альбома «Some Girls», обнаружилось два, похожие на Люсиль Болл и Рэкел Уэлч. «Камням» пришлось извиниться и внести необходимые изменения.
Вернемся к теме «закона и порядка». На альбоме Мишель Llio- кид «Short Sharp Shocked» было помещено фото певицы в момент ее ареста на демонстрации в Сан- Франциско в 1986 году. Полицейскому, исполняющему свои «обязанности», художники «надели» темные очки: так он сохранил свое инкогнито, а фирма избежала ненужных хлопот.

Самая маленькая комната
Неудачливый разворот альбома «Стоунз» «Beggars Banquet», изображавший исписанную graffiti стену нужника, был не единственным случаем, когда «тронная комната» использовалась как фотомодель для конвертов. Например, на переднем плане обложки пластинки «If You Can Believe Your Eyes And Ears» THE MAMAS AND PAPAS, дружно обнявшись, сидели (полностью одетые) в ванной; однако соседствующий унитаз был замаскирован. Еще про ванную: американская обложка альбома UFO «Force IT» изображала объятия под душем двух частично одетых любовников. Однако, после соответсвующего хирургического вмешательства, эти фигуры превратились в призраков.
Но по-настоящему ужасные обложки — такие, как, например, у NEW KIDS ON THE BLOCK — никогда, конечно, не запрещались. Их кошмар слишком прозрачен и неуловим для сообщества бездумных истуканов, люмпенов, парламентариев — заднескамеечников, фанатеющих евангелистов, потребителей стандартных наборов и других предполагаемых хранителей морали.
Если вы действительно хотите, чтобы вашу обложку запретили, то обратите внимание на эффект «рассеивающего взрыва». Приготовьтесь… Тотально Оскорбительная Обложка Пластинки: шестипалый нацистский штурмовик- трансвестит (похожий странным образом на Блаженного Клиффа, Blessed Cliff), с горящими волосами и штанами, спущенными до колен; в-левой руке у него библия, смоченная в Polycell, в татуированной правой — голова Папы, держащая в зубах нечто, похожее на изуродованный черный пенис; на фоне — шайка слепых пацанов и животных в инвалидных колясках, они курят пост-коитальные героиновые сигареты’, выполняя при этом косметическую хирургическую операцию над беременной няней с помощью садового инвентаря.
Попробуйте — может, и попадете на витрины универсамов!
Стивен Уэллс, VOX, февраль 1991.
Перевод: Алексей Сенин.


Обсуждение