Что читаем

Привет, дорогие мои! Год я отсутствовал в эфире, но скучать не приходилось — ибо нескончаемым потоком со всех концов Великой и Необъятной шли в мои загребущие лапы заказные письма, бандерольки и бандеролищи со всяческими изданиями — как совсем архивными, так и самым свежачком. О делах архивных как-нибудь в другой раз, а пока запаситесь терпением и позвольте ознакомить вас с изданиями, появившимися за отчетный период. Кстати, мной были опрошены (письменно или устно) редакторы некоторых изданий, в основном, на предмет “на кой тебе это надо?” — так что, если встретится вам в дальнейшем тексте типа прямая речь, — так это из писем и магнитных лент вышеозначенных граждан, а я за то, что они там понаговорили/понаписали никакой такой ответственности не несу.

Итак, начнем. По алфавиту, а? А? А!!

АНТОЛОГИЯ БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ, Тольятти, А5, “Глава четвертая. МИР.” Весь номер состоит из то ли сказки, то ли притчи — в общем, фэнтази, а по определению автора — “эпоса” “Разговоры Бады”. В отличие от подавляющего большинства окололитературных “темных лошадок” и прочих графоманских рулеток и рулетов — читается с интересом, и украшено оригинальной графикой Н. Гагариной. Вот что поведал мне об оном издании автор “Разговоров” А. В. Громов: “Вкратце ситуация с “Антологией” такова. Никакого организованного “коллектива единомышленников” у нас нет. Есть отдельные люди с различными внутричерепными шевелениями, мало друг с другом знакомые. Редактор — суровый человек, принципиально не желающий печатать в “Антологии” свои произведения и стремящийся поддерживать творческие начинания “молодых”. Вот, собственно, и все. Издание наше — ленивое и нерегулярное, периодичность — примерно полтора номера в год, специально для “Антологии” никто ничего не пишет, потому и называется — не проект, а просто альманах.” Следующий номер альманаха будет называться “Сенсимильевая дорожка”, и в нем обещаны: Neil Young, Sparks, Donovan и многое другое. Ждем! А пока — адрес: 445042, г. Тольятти, п/о № 42, до востребования, Громову А.В.

Вторым нумером нашей программы идут сразу два кенигсбергских издания — AD LIBITUM и BULLSHITDOZER!. Два в одном, так сказать. Почему? Потому что делаются, во-первых, друзьями-соратниками, а во-вторых, оба имеют формат А5, а в-третьих, оба имеют нерусские красивые названия (близость западных границ повлияла?), а в-четвертых, дизайн оба имеют D.I.Y.-евский (“сделай-самовский”, олухи!). К моему восторгу, на этом их сходство прекращается, а начинаются различия.

AD LIBITUM, выпуск 101, май 1998 г. Здесь “PUNK соседствует с DEAD/GRIND, а серьезные статьи с полной чушью и бредом” — из вступительного слова. С чем я лично согласен — но читать приятно и “серьезные статьи”, и “полную чушь”. В номере: роскошная “серьезная статья” “Der Beweis Ohne Die Bedeutung”, материал о Викторе Николаеве, bio различных малоизвестных групп, рассказы GREEN’а, “документальная радио-пьеса”, еще одна “серьезная статья”, я бы даже сказал, “философическая” — “Бесценность. Бесцельность. Бессмысленность…”, интервью… В качестве основы для макета был взят журнал (?) “COOL”- и над ним постебаться повод нашли. Не сомневаюсь, что в “Куле” таких поводов на каждой странице по россыпи… Из личной переписки: “Отвечаю на вопросы в качестве представителя AD LIBITUM’zine: 1) зачем вам это нужно; 2) что для вас самиздат; 3) почему именно самиздат, а не макраме. 1) Вообще, идея что-то делать во мне бродила давно, еще со старших классов школы. Попробовал писать стихи — получилось какое-то говно. Пробовал сочинять музыку — дальше трех аккордов не выходило, но было огромное желание, и при отсутствии малейшего таланта я вытянул на себе группу ЁПРСТ: собрал друзей, научил их играть, достал инструменты, насочинял глупых punk-песенок, и в течение одного лета записал два альбома. Потом, провалившись в Универ и поступив на платное отделение, здраво взглянул на ЁПРСТ — выходило, что это опять говно. Пробовал писать — вышел “Це Дзип”; чтобы понять мое отношение к сему произведению, достаточно прочитать название наоборот, т.е. — опять же, говно. И как раз в это время я познакомился с GREEN’ом — он показал мне свой BULLSHITDOZER # 2 или # 3. Я тут же прокупил всю систему. (Просто я до этого обчитался книги “Золотое Подполье”.) После остальных провалов я стеснялся, честно говоря, делать свой zine. Да и не знал, какой материал в него вставлять. Потом я стал замечать, что в моей голове есть что-то, что не связано ни с музыкой, ни со стихами/прозой. Это оказались статьи. Оказалось, что у меня есть своя точка зрения на многие вещи, часто отличающаяся от точки зрения других людей. К сожалению, в AD LIBITUM’zine # 101 попало всего три мои статьи (Я, опять же, стеснялся). Следующий выпуск будет от них пухнуть… 2) Таким образом, самиздат стал для меня сам-издатом, в смысле — я издал себя сам: издал свои вкусы, мысли, пристрастия. Так же, читая zine’s других, я прежде всего читаю авторские статьи / редакторские вступления / рецензии. А только потом — интервью и прочее. Мне кажется, что в этом и заключается вся суть самиздата — никто тебя не издат, ты сам себя издат. 3) А макраме мне с детства не нравилось. Никогда не состоял ни в каких кружках, кроме спортивных (и то под палкой).” Следующий номер будет называться ADt # 2 (Что-то мне разонравилось название AD LIBITUM — рядовое какое-то, и перевод можно в словаре посмотреть. Возможно, и адрес изменится на московский…”) Все в кайф, Глеб, да только пообломало слегка некоторое количество перепечаток. Изучай классиков: “Лучше меньше, да лучше!” Желаю твоему “ADt” дальнейшего ад либитума. На всякий случай — старый аdress: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, ул. Егорова, 11 — 55, Шулишову Глебу.

GREEN, автор “BULLSHITDOZER’a”: “Первые два я только помогал делать. Будучи в армии, к осени `96 сделал # 2 1/2. Хотел посовмещать всякие стили от punk до death, но получилось ни туда, ни сюда… И 3 1/3 пошел в punk, noise и прочую подобную music.” Итак, “BSD!” № 3 1/3, весна 1997г. Как вам панковское (по дизайну) издание на разноцветной бумаге, полностью рукописное, с рисунками и аппликациями? Я приторчал. В номере — обычный для подобных изданий винегрет из интервью, новостей, биографий групп — но сделано все со вкусом и любовью. # 4 1/16, октябрь 1997 года — потерял веселенький колор своих страничек (а жаль! GREEN, верни людям радость!)- лишь обложка красного цвета. Частично приобрел компьютерный шрифт. Тотально приобрел английский язык. Содержание — в рамках стиля, насколько я могу судить со своим скудным знанием english. # 5/25, spring “98, тотально потерял цвет, не приобретя ничего. GREEN, сколько можно топтаться на месте? Хотя… Не стоит, наверное, включать кулинарные рецепты и выкройки в punk’core’zine только ради разнообразия!.. Адрес: 236000, г. Калининград, а/я 563, Согриной Светлане.

ВОТ! — “ежемесячный листок о самиздате — новости, старости, рецензии, реклама и прочее”. Ну, кто помнит RAVEN’овский “ЧИПП”- тот в курсе. В существовании RAVEN’а был небольшой перерыв (не по его воле), а теперь он снял сапоги и продолжил былую деятельность — на том же уровне, но с новым названием. А потом, сапоги он снял больше года назад, и за это время в мои лапы попали лишь листки № 1 и № 3. RAVEN, ты уже не дембель, хорош прохлаждаться!.. Адрес прежний: 427410, Удмуртия, г. Воткинск, ул. Павлова, 2 — 42, Чемоданову Анатолию.

Следующим в моем списке стоит издание из города Шелехова GIG FLAYER. Но осветить его я могу лишь вкупе с проектом КУДА ИДЕШЬ? родом из того же Шелехова, поскольку делаются оба издания одним коллективом (тусовкой, компанией, еtс.). “Что касается проекта “КУДА ИДЕШЬ?” — существует он с зимы `96-`97 года. За это время было создано два номера журнала — счет ведется с # 2, вышел в марте `97 тиражом 4 экз. Первого номера не было — очень вкратце, почему: у чего нет начала, у того не будет окончания. Мы посчитали, что первый блин — комом, и макет # 2 выкинули. С третьего номера мы решили разделить литературно-художественную и музыкально-информационную части. Первая — выйдет в виде журнала (пишмаш, ксер). Предположительный тираж — 10 экз., журнал бесплатный, так что больше нам не вытянуть, да и не нужно. Сунулся я было в типографию — хотел вставить в # 3 акварельные рисунки и цветную графику, но узнав, что 20 полноцветных отпечатков будут стоить 10 млн., решил забыть типо вообще. Если не найду других вариантов — будем раскрашивать что можно вручную, как в # 2. Третий номер появится к концу октября, будет со звуковым сопровождением. Будут хорошие стихи, проза, рисунки, стеб и разное другое. Музыкально-информационную часть мы порешили выпустить в виде газеты, тиражом ок. 50 экз. — совсем недавно мы нашли халявный кампутер и ксер (халявный в смысле — мы покупаем катридж). От проекта постоянно отпочковываются разные печатные дополнения, чему способствует безудержная страсть главного редактора к экспериментам в области самиздата, — зимою вышла книга “История Отечества с большевиков и до наших дней. В стихах.” Летом — “антигравитационная” газета “НЕ КАНТОВАТЬ!!!” (оберточная бумага, пишмаш). Нынче — муз. инф. газета (которая почему-то получилась брошюркой) “GIG FLYER”, и альманах “Непренок”.”

Так вот, “GIG FLAYER” (первый, блин…, 1997, А5, 16 стр.). От редакции узнаем буквально следующее: “Цель этого проекта — сбор и распространение информации об исполнителях некоммерческой музыки”. Добавлю лишь: Иркутской области. А вот “КУДА ИДЕШЬ ?” является полностью литературным проектом, и это нечто! Последний на данный момент — # 3, А4, 20 стр. Машинописный. Как и было обещано, хорошие стихи, проза, тексты и краткая информация о некоторых рок-бардах. Оформление: коллажи! черно-белая и цветная графика!! цветная обложка!!! Полный улет. Довелось подержать в руках авторский экземпляр (он же — и макет). Hand made в лучшем смысле. И прошит бисерными феньками. Ребята, у вас громадный потенциал… Лето, сессия позади — надеюсь, скоро узрю и # 2 “GIG FLYER’a”, и # 4 “КУДА ИДЕШЬ ?” …Да, да, вот оно!.. # 2 “GIG FLAYER”… Ну, что сказать? Явный прогресс налицо. Теперь это — 6 стр. формата А4 компьютеризованного текста. Интервьюшка, рецензии, репортажи с различных тусовок — от первомайского митинга до фестиваля “Орленок”, — с отсылками и ссылками на будущий “КУДА ИДЕШЬ ?” # 4. Уже хочу!.. Остался в непонятках от стр.5 — “Metal Rules”, перевод с немецкого о каком-то метал-фесте. Выглядит так, будто враги на ксере подменили страничку — сунули одну из какого-то упертого metal’zine, а цель своей акции оставили при себе… Контактный адрес: 666020, Иркутская обл., г. Шелехов, 20 — 89 — 53, Колованову Александру.

ГРИФ. Давненько был наслышан об этом московском издании. Попал мне в руки # 5 — и я не был разочарован. Все в кайф и в тему — вот только сопли, обильно размазанные по 7-ой странице (а это ровно 1/8 всего объема) по поводу концерта какого-то Чижа обломали. А говорят, есть еще дрозд, птица певчая… 109651, г. Москва, а/я 12, Ладыгиной Юлии.

Наконец-то я узрел # 6-7 “рок-альма-на-х’а” Забриски Rider (спасибо все той же Умке!). А # 5 прошел стороной… Ну, “Rider” есть “Rider”. На обложке — заплывший (в смысле не “куда”, а жиром) Б.Г. с изящной Patti Smith. Довелось услышать: “На месте Б.Г. я бы подала в суд!” На месте Патти я сделал бы то же самое. Наполнение номера — “читай-не хочу”, а “не нравится — не читай!!!” В общем-то, наполнение традиционно для всех предыдущих “Rider’ов”. Немного политики, немного музыки, немного ностальгии, немного дня сегодняшнего. Даже рецензия на тексты ультрамодного СПЛИН’а не напрягла, потому как сделана со знанием дела, т.е. поэтом. Из разряда откровенной лажи (поздравляю с очередной лужей) — комикс на текст Александра Непомнящего “Конец русского рок-н-ролла”. От какого-то DBL-press. Ну, ДиБиЛ — он и в “Rider’е” дебил. Хочется посоветовать, если так можно выразиться, “художнику”, чистить ушные раковины перед прослушиванием песен, которые он собирается проиллюстрировать, а также слегка повысить свой общеобразовательный уровень. (В русском языке, например, нет слова стебало, зато есть стебалово. В учебнике ботаники, дорогой товарищ художник, вы найдете неизвестного вам “товарища Цикория” — и почему у него висячий член вместо носа? Из справочника английского слэнга (или просто хорошего словаря) можно узнать, что такое эйсид хай-лайф (acid high-life) — и вставить это вместо померещившейся — от недоёба, что ли? — и сильная лайв. Все эти перлы собраны буквально на одной странице. Дальше — еще страшней, в лом описывать. Алло, Непомнящий! Тебя отредактировали…) К тому же, номер этот не правился, и количество опечаток в нем на единицу квадратной площади соизмеримо с количеством опечаток в каком-нибудь издании для олигофренов — например, в собрании сочинений Чейза в 666 томах. Вот такая вот… рок-альма-на-х… Изя R., поменьше таких вот изъёбов, — и народ к тебе потянется!.. 121359, г. Москва, а/я 289, Тарасов Игорь.

ЛОДКИПРИЧАЛОВ — “новая треугольная газета” из Набережных Челнов. Пока у меня имеется лишь # 1 (январь “98г.). Хочется еще. Не из-за местечковых новостей или news’ов, перехваченных в забугорных полупопсовых журналах. Единственное — ради радости обладания продолжением статьи Виктора Сосноры “Александрийцы” (тоже перекачка из какого-нибудь Интернета?). Также в номере: обзор CD, интервью, страничка киномана, страничка компьютеромана… Издание имеет типографское воплощение и огромнейший простор для развития, чего и хочется ему пожелать. 423821, г. Набережные Челны, а/я 87, ЛодкиПричалов.

По-прежнему продолжает выходить NUT-КАТАЛОГ, продолжающий рядиться в обложку издания “для тех, кто любит рок”. В `98 году вышли уже два выпуска — 11 и 12. Направленность прежняя — от харда и метала до ультрановых экстремальных заморочек, иногда — музыка, не поддающаяся односложному определению (DEAD CAN DANCE в # 11), за что и уважаю. Адрес прежний: 113534, г. Москва, а/я 9, NUT.

НОЖИ & ВИЛКИ (# 1`98, А5, 32 стр.) — стопроцентный свежачок, присланный мне уже этим летом. Крепкий punk’rock’D.I.Y.’zine. Хотя этот номер первый, видна здоровая преемственность, я бы даже сказал, породистость. Набор материалов — весьма обычный для подобных изданий: информация о группах, рецензии, интервью… Какая разница, о ком и с кем?.. Издание весьма симпатично личностями своих делателей, проявляющимися сквозь строки компьютерного текста. Рекомендую. Контакт: 195009, СПб, а/я 30, Д. Иванов.

Ага, настала-таки очередь “ОСКОЛКОВ”! Что бы ни говорили злые языки, а акустический андерграунд продолжается — и его вестник ОСКОЛКИ живет и побеждает. Побеждает — что? Смерть, в буквальном смысле слова. Но — все по порядку. Осенью `97 года вышел # 7 данного издания с оптимистическим девизом на обложке: “Смерти — нет!” В нем — интервью с Мерлином и Владиславой Топорниной, материал о москвичке Оксо, рецензии на “Русский Лес” Семкина, “Ноябрь” Я-хи и “Oxalis Arborea” ПТИЦЫ СИ, а также — архивно-дневниковые записки небезызвестной Yes (погоняло такое) о концертах АКВАРИУМА `83 и `84 годов. А еще — “Пиздёжъ на ровном месте” — материал дружественного ”Осколкам” “Свирепого Ёжа”, о котором речь впереди. Весь номер на удивление ровный, но — вновь чего-то не хватает. Видимо, “ОСКОЛКИ” — это карма, и картинки без трещин из осколков не сложить.

Несмотря на оптимистический девиз # 7, # 8 появился в конце `97 сразу под двумя девизами, противными девизу предыдущего номера: по-русски коротко и ясно “Финал!” (а вы что подумали?), а по-англицки “The last dream of Vera Pavlovna” — видимо, плохой перевод из Пелевина. На обложке, сотворенной Я-хой — висящий на веревке “с вибрацией, равной нулю” Большой Медведь (?) с вываленным языком. (Почему-то истекает слюной. Мне приходилось слышать, что при повешеньи открываются совсем другие шлюзы.) А рядом — фото мальчика на кладбище. Мальчик тоже как бы висит, тело его вытянуто в струнку и ноги явно не касаются почвы, но веревку я не разглядел. Такой вот total dark. Выпуск полностью литературный (каждый 4-й, что ли?), и из всего навороченного запомнился тем, что пришелся по вкусу, лишь опус Сэнди “Метаморфозы” — благо, он и самый объемный. Представьте себе сплав, и довольно органичный, всего понемногу — от кельтской мифологии и страшилок Рэя Бредбери до “Молчания ягнят” (книги, а ни в коей мере не херово сделанного фильма!) и где-то даже Кафки. Номер был объявлен последним, замышлялся какой-то иной грандиозный проект на обломках “Осколков”, но — наступила весна, на деревьях полопались почки, полезла травка из земли, и вместе с природой возродились “ОСКОЛКИ” — яки птыца Fenix из праха, который to ashes. На обложке # 9 — шаман, а над ним надпись “живое и мертвое”. Что здесь живое, а что мертвое — пусть каждый решает для себя сам. Мне лично приглянулись два интервью с Сергеем Калугиным, “Маятник феноменологии, или Некоторый самиздат в зеркале моих очков”, т.е. обзор некоторого самиздата с субъективной точки зрения главного редактора “Осколков”, — пожалуй, все. Свет, пусть меня еще раз обвинят в Е.Б.офобии, но три с половиной материала Е.Б. в одном номере — это слишком. Хотя не знаю, может, кому-то это в кайф (страдает Е.Б.офилией, так сказать). В своей торжественной речи, приуроченной к приезду в Питер-город С.Ветра, С.С. произнесла следующее: “Во-первых, “Осколки” — это реализация моего личного творческого импульса… Не сказала бы, что мечта всей жизни — так получилось. Скажем так: на данном этапе моей жизни данный творческий импульс нуждается именно в такой вот реализации… А во-вторых, это попытка хотя бы на таком, местечковом уровне пропаганды творчества разных там музыкантов, которые лично мне нравятся, лично мне близки… Журнал — это такая вещь, которую надо организовывать. Журнал требует, скажем так, хоть какого-то количества авторов. Если бы я выпускала газету,- я бы с удовольствием ее писала одна… Для меня интереснее что-то написать, а процесс создания журнала для меня вторичен. Хотя, наверное, это не очень правильно… “Концепция, концепция”!.. Живем в эпоху постмодерна — какая “концепция”?.. 192071, г. Санкт-Петербург, пр. Славы, 36 — 47, Соколову Я.И..

ПАНФИЛОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК — помните еще? В 1996 году вышел последний выпуск (# 11). Затем Cat, по ее собственному признанию, собрала макет # 12, но вдруг поняла, что все должно быть не так — и макет был упразднен. Ей слово.

“Когда я начинала, было такое время, когда был такой… порыв у всех. Какой-то был момент, `90-`91 год, когда надо было это всем, а зачем — совершенно никто не объяснял, для чего. Кинчев тогда свою газету сделал, потом на радио передачи какие-то вел… На “Радио SNC” были какие-то рок-н-ролльные передачи в большом количестве… И вот, самиздатовские журналы как-то полезли как грибы в тот момент. Я не задумывалась, для чего мне лично это надо. Я считала, что как бы просто-таки необходимо. Раз уж есть такая возможность — что-то просто нужно делать… Когда я начинала, не было еще газеты у Кинчева. Я как бы до кучи гордилась еще и тем, что я первая, когда у них появился “Шабаш”. У них там 4 номера вышло, а у меня — 7, у них — 6, а у меня больше. Предмет был постоянной моей гордости… Я считаю, что все, что когда-то начинается, должно прожить какую-то жизнь и придти… Если человеческая жизнь приходит к смерти, то жизнь вот такая нематериальная приходит к коде, в итоге — к логическому завершению. Я считаю, что этот проект, “П.П.”, который у меня был, — дальше его не надо раскручивать, потому что дальше это будет как бы реанимирование персонажа… Я планирую впоследствии на другом уровне и немножко другие вещи делать, то есть немножко с другой концепцией. И вполне вероятно, с другим названием… В Интернете нет необходимости, в общем-то, пока. Интернет — это очень хорошо, но в этом пока нет необходимости. Это может быть как вспомогательная вещь, то есть можно одновременно, скажем, делать какой-то выпуск и на бумаге, и на магнитном носителе — окно в Интернет. Но как бы только в Интернете — это только для мажоров пока еще… Концепция будет как бы такая разовая, то есть это будет не периодическое издание, а издания, каждое подгоняемое под определенную концепцию. Оно будет двойное, оборотка: с одной стороны журнал, а с другой стороны — то ли что-то литературное, то ли что-то музыкальное, то ли что-то публицистическое, что-то вот такое конкретное на полжурнала. А обратная сторона, журналистская, — она будет подгоняться под концепцию своей оборотки. И название будет то же самое, что обратная сторона — у каждого проекта будет новое название… Дело в том, что у меня сохранилось, сообразовалось достаточно много литературных вещей, достаточно полный архив. Я бы хотела его опубликовать, частично, по крайней мере. То, что хранится просто так на полке, — это детский сад, это не архив. То, что реализуется — это работа…”
Вот такая вот фигня. В любом случае интересно, каким будет продолжение.

А пока на моем столе — издание рЕЖИм, # 3, 1997г. Прочитав 12 страничек формата А5, я подумал единственную мысль: “Зачем?” Впрочем, поговаривают, есть у них номера и поинтересней… Кто заинтересовался — тому адрес: 152400, Ярославская обл., г. Данилов, ул. Земляной вал, 20А — 22, Виктор “Ёж” Доброхотов.

Вот еще один Ёж — только это уже не милая плюшевая зверушка, а СВИРЕПЫЙ ЁЖ,- издание, “обозреть” которое целесообразно вкупе с проектом ЦУКЕНГ, ибо делается и то и другое одним человеком, Димой Аверьяновым, ему и слово. “Могу сказать, что первый номер “Свирепого Ежа” вышел в мае “93-го, а до того — в “92-ом,- я принимал горячее участие в выпуске двух номеров издания “Подпольные истории”, один номер вышел, второй канул на стадии макета. Всего на данном этапе с мая “93 по май “96 вышло шесть номеров тиражом 6 — 11 зкз. (плюс допечатки, мне не подконтрольные). А также выпуск “ПОСЛЕСЛОВИЕ” к первому этапу. После этого сменилась ориентация и название (“Цукенг”). О побудительных мотивах возрождения ЕЖА кое-что написано во вступительной статье. Хочу сказать, что “Свирепый Ёж” — это не “рок”-самиздат, и если этот номер (# 2/8) что-то такое напоминает, то это “случайное сходство”. А впрочем, думайте, что хотите. Это не важно”. Спасибо, Дима, коротко и ясно. Добавлю лишь, что данный самиздатчик, видимо, болен манией преследования в легкой форме — т.е. боится, что его “сосчитают”, приколят на булавку, а данные о нем втиснут в очередную околонаучнообразную бодягу, интересную лишь специалистам — какое-нибудь “Золотушное Подполье — 2”. Потому и шифрует всячески свой “ЦУКЕНГ”, сделав все номера с одинаковым front-cover’ом, лишь время на нарисованных часах меняется — и то, как бог на душу наложит. Так вот, у меня “ЦУКЕНГ”, часы на обложке которого показывают без семи минут два. А с “Ёжами” — там проще: ## 1/7 и 2/8, оба за 1997г. Интересное чтение для умеренных радикалов — одно из немногих изданий, где еще не забыли о существовании персонажа по имени Егор Летов. Еще скажу, что получать письма от Дмитрия не менее приятно и интересно, чем его издания, ибо каждое письмо имеет свое лицо и дизайн — оформляется по “законам” самиздата аппликациями и прочими прибамбасами. Mail-art, так сказать… 188680, Ленинградская обл., Всеволжский р-он, п/о Колтуши, ул. Быкова, 25А — 91, Аверьянов Дмитрий.

Вот и старая добрая SE LA. В 1997 году вышло два номера — 8 и 9. # 8 освещался мной в прошлом обзоре, а теперь — # 9. Это по-прежнему (с 8-го номера) брошюра формата А5 и объема 20 страниц. Объем-то и подвел: слишком много “воды”, на мой взгляд. I-van, ну нахрена эти “письма читателей”? А в остальном — все в кассу. Вот что написал мне Иван о своем проекте: “Мне сразу захотелось сделать газету с высококачественной версткой и печатью, “вылизанной” с точки зрения текста и монтажа: прежде я довольно долго работал в рекламной газете и видел, как происходит верстка, сколько визуальных ошибок допускается при этом, как наплевательски относятся авторы текстов к тем, кто эти газеты читает. (Чего стоит, например, такая фраза: “Вниманию близоруких!..” А далее — реклама контактных линз.) Мне доводилось видеть дореволюционные газеты, типа “Русских Ведомостей”. Я преклоняюсь перед их создателями — наборщиками, художниками, графиками. С идеями Растафари, я полагаю, мой подход нисколько не конфликтует. Аккуратность при подаче материалов была бы неуместна, если бы я издавал что-нибудь для панков. По большому счету, для меня SE LA — своего рода игра в газету. Иногда даже странно, что все это воспринимается на полном серьезе. Нет, сам-то я отношусь к этому весьма серьезно, но только как к игре, и не более того. В какой-то мере SE LA влияет на меня и на мою жизнь. Например, при выборе работы в прошлом году я принимал в расчет и то, будет ли возможность продолжать выпускать газету. Не могу же сейчас все бросить! Читатели (а их около 50-ти) ждут очередных номеров, не могу их обмануть.” Хочется верить, что “SE LA” не почила в бозе, а лишь набиралась сил к этому жаркому по-растамански лету, и как… А вот и не накаркал! Вышла-таки юбилейная “SE LA” # 10, да еще с аудиоприложением, конкретным — едва ли не к каждому материалу номера, и аудиоанонс дан к номеру 11. Ну, что сказать? Все на прежнем уровне. “Писем читателей” поменьше, что радует. Тенденция: сошло на нет участие автора в своем проекте как художника. Т.е., если в # 9 была только одна графическая работа Ивана Земцова, то в # 10 — уже ни одной. Наверное, это хорошо, если хватает рисунков читателей. В любом случае — каждый номер “SE LA” смотрится как законченное художественное произведение, вещь в себе. Адрес прежний: Республика Марий Эл, 424037, г. Йошкар-Ола, а/я 28.

А это — уже сюрприз для меня! Старый добрый дедушка Леннон разродился собственным изданием ФЕНЬКА. Вдвойне приятно, что “экз. № 1” № 0, весна 1998, был преподнесен мне ко дню рождения. “Порадуемся апрелю! Порадуемся серой грязи, сменившей постылый снег, ибо придет за ней звенящая чистотой зелень! Порадуемся холодному сырому ветру, рвущему серое небо, ибо в разрывах туч уже видна майская синева. Порадуемся серому утру в стылом трамвае, ибо раскалит его набирающее высоту солнце, и повезет он нас, подвывая от возбуждения, прямо в слепящий июльский полдень! Порадуемся всей этой серости, расползшейся на белом листе зимы, порадуемся весне, ибо топает за ней буйное лето! ПОРАДУЕМСЯ!” — В общем, “для тех, кто любит жизнь во всех ее проявлениях, кроме эксКремальных (sic!)”. В целом — весьма милое издание. Конкретно — в этом номере рассказывается о людях, рожденных весной, а также присутствует рецензия на “Самовар” Михаила Веллера, присутствуют восторги по поводу “Балтики # 9”, присутствует реклама анаши (“оптовые поставки со склада в Орске круглосуточно!”), отсутствует — нытье и прочий kal. Леннон! Долгих лет тебе и поярче бусинок твоей “ФЕНЬКЕ”! Пишите: 462430, Оренбургская обл., г.Орск-30, пр. Ленина, 129-41, “ФЕНЬКА”.

Настало время “FUZZ’a”. Да, а вы думали — я только самиздат читаю? Ну уж нет: этому подтверждение — присутствие в данном обзоре и “Забриски R.”, и “NUT-каталога”. Только те случаи — как бы самиздат, сделанный официально. А вот FUZZ — натурально официозное издание, этого не скрывает, а даже подчеркивает, рядясь в разноцветную глянцевую обложку. И вообще — он теперь весь из себя цветной и глянцевый, как проститутка (у каждой проститутки под корсетом душа, почитайте Бунина). Да, “FUZZ” теперь толстый — 68 стр., — и это ничего, что как минимум 10 из них — реклама. Кушать-то хоцца. А вообще, издание время от времени радует. Кушнир вот пресловутый новую “энциклопедь” забабахивать начал: “100 магнитоальбомов советского рока”. Которые потрясли мир, надо полагать. “FUZZ” сейчас выходит не более, как по 10 номеров в год (пара сдвоенных),- так что, этот старый хрен надеется еще червонец протянуть?.. Приколол постер СЕРЬ’Ги в # 4 `98 от “Delfin Jeans”. А шо, они евонный фэйс на бэк-сайд своих портков еще не херачат? (Там ему самое место.) А вообще-то, с высоты птичьего полета, виден “FUZZ” в развитии. В чем-то он хорошеет (я не о содержании, я о форме). Только вот на полуслове оборванные статьи хороши для каких-нибудь “Шумелки Мыши” или “Крошки Енота”. Концептуальничаем? — Какой там, впечатление такое, что просто для статьи целиком не хватило места.

Ну ладно, хорош прикалываться. Подписной индекс “FUZZ’а” найдете в каталоге “Роспечати”, если оно нужно кому, а пока — издание из Тюмени ЧЕРНОЗЁМ (№ 7, февраль 1998г.). Ушел Димон Колоколов, когда-то начинавший этот проект. Данный номер весь посвящен его светлой памяти: его песни, стихи, не ставшие песнями, “Сказка про ублюдочков”, “научное исследование” “О тюменском андерграунде”, несколько незаконченных вещей, фотографии… История ЧЕРНОЗЁМА закончена — этот номер последний. “Последний, потому что без Димона это издание уже не будет ЧЕРНОЗЁМОМ… Будет другой журнал. И былые традиции — будьте уверены! — сохранятся. И разовьются, быть может. Просто со временем кое-что начинаешь понимать…” Контакт: 625000, г. Тюмень, а/я 5010, Бедареву И. В.

У нас последнее на пока издание — свежачок из Первопрестольной: ШЕСТАЯ КОЛОННА. # 1, 1998г.- что-то около девяноста сраниц формата А4, в общем, довольно увесисто. “Регулярное издание, посвященное маргинальным явлениям в культуре и общественной жизни”. Диапазон интересов — самый широкий. Наиболее “попсовыми” можно назвать “Растаманские народные сказки” Дд. Гайдука и “Гамлэт як феномэн датського кацапизму в пересказе А. Гашкова”. Самое “крутое” — памфлет “Резня” Роберта Лунатика (даже я не одолел более 3-4 страниц). Золотая середина — “околосценарная заявка” Максима Курочкина “Нечто, бывшее обезьяной”, “Лавбургер, как он есть” Владимира Березина, а также развернутые рецензии на пару книг — очень захотелось почитать. (Особенно — С. Р. Петросян. “Культура безумия. Проблема популярности психоактивных веществ.”) В общем, почитать есть что, посмотреть — тоже: великолепная графика группы “Пропаганда”. Слово соредактору и издателю Сергею Соколовскому: “Наша программа минимум — напечатать некоторые тексты. Программа максимум — устранить некоторые нежелательные деформации современной отечественной культуры (типа как папироску подлечить)… Журнал является средством реализации вышеназванного, хотя проект как таковой (т.е. как цель) для меня тоже ценен… Я не рассчитывал сделать удачный проект, я рассчитывал сделать неудачный проект… Чисто филологическая задача издания — отразить живые перемены, происходящие в русском языке.” Контактные телефоны: (095) 264-03-01; (095) 495-28-66.

Хотелось поставить жирную точку. Отмотал назад, просмотрел, подсчитал… 20 изданий осветил. Ну, еще бы одно, для неровного счета? Где взять? А вот — ДРУГАЯ МУЗЫКА. Конечно, рассказывать, что было в прошлом номере — маразм. Что будет в этом — сам еще не знаю. Но — тут С. Ветер притащил из своих путешествий кассетку с записями различных его бесед — ту самую, где он докапывается до редакторов по моей просьбе: нафига им это (в смысле, самиздат) нужно? Ну, и оставил мне по доброте душевной (а скорей — из лени: поработай, мол, расшифруй мои базары с человеками, да статейку мне в журнальчик напиши)… Так вот, раскрутили его ребята в Питере на интересный разговор. И высказал С. Ветер свои скудные мысли на счет своего издания и зачем он им занимается. Хотите знать? Пожалуйста! “…Друзей-то много по стране параллельно мыслящих, и каждому в письме писать одно и то же — это напряжно. Так что в письмах мы так, коротко общаемся, а что-то такое глобальное, пускай номер раз в год выходит, — все, что я за этот год насобирал в себя, навпитывал, все, что мне понравилось — все это собираешь, в какую-то оболочку воплощаешь, — и рассылаешь своим друзьям, просто как письмо… Есть какая-то литературная обработка всего этого, конечно, но эпистолярный жанр — это тоже как бы литература…” Вот так вот, дорогие товарищи. Хотя, достопочтенный С.Ветер, ты ничего нового не придумал: видел я тут титульный листочек # 2 уже упоминавшегося “Куда Идешь ?”,- так на нем в качестве эпиграфа: “Самиздат — это письмо товарищу,” и подпись скромненько: Герцен… А вы-то думали?.. Ладно, пойду Екклезиаста перечитаю. До новых встреч в эфире!

Сбор материалов закончен
1 августа 1998 г.
Ваш АРХИВАРИУС.


Обсуждение