Зомби играет — мы танцуем

КРЕМАТОРИЙ — Зомби

1. Клафелин
2. Зомби
3. Больной
4. Твари
5. Газы
6. Шпаллер
7. Калигула
8. Черви
9. Ура!
10. Яд
11. Уродина
12. Осень

Звукорежиссер — Алексей Соколов.
Записано в Сокольниках. Москва.1991
ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ КРЕМАЦИИ

Новый и седьмой по счету альбом КРЕМАТОРИЯ — пока мое самое сильное музыкальное впечатление последнего года. Он в известной степени концептуален, музыкально привлекателен и по звучанию выдержан в единой стилистике (что, кстати, является характерным признаком всех самых заметных рок-альбомов последних пяти-семи лет: «День серебра», «Группа крови» и т.д.). Записывал пластинку (а «Зомби» вот-вот таковой станет — благодаря усилиям директора группы Ольги Жигаревой) в Сокольниках Алексей Соколов. В начале этого года запись была сведена и в феврале, кажется, выпущена. Чуть позже Армен переписал мне «Зомби», почему-то сильно перепутав порядок песен, что отразилось на моем восприятии и, соответственно, на предлагаемой рецензии.

Что поражает сразу — мелодическая законченность почти всех песен альбома, что ранее случалось у КРЕМАТОРИЯ лишь в хитах («М. Ветер», «Девочка со взглядом волчицы»…). Затем — и здесь уже заслуга звукорежиссера — в плотной аранжировке отчетливо прослушиваются все инструменты (бас, жив.барабаны, скрипки, эл.гитара) и совсем хорошо — голос.

Суперномера альбома — «Шпаллер», «Зомби», «Калигула» — в принципе аккумулируют состояние сегодняшнего «Крематория» — обитание в загаженном абсурдном мире повзрослевшего уже романтика, сменившего медицинскую описательность своего состояния («…на гениталиях выскочил прыщ…») на более, обтекаемые категории (пистолетик, солдат).

Традиционная тема группы выдала из квартиры, точнее, флэта, на уровень мегаполиса и дальше.

Теперича проследим номера альбома.

1. Титульный номер КЛАФЕЛИН — индустриальная композиция; без которой можно было бы и обойтись.

2. ЗОМБИ — вещь с бесовским скрипичным рефреном и хардовой цитатой из Хендрикса (Foxy lady), давно ставшей классическим гитарным ходом. Герой этой песни в очередной раз констатирует безысходность и унизительность нашей ситуации («Зомби играет на трубе — мы танцуем свои танцы…»), но и к борьбе впрочем, не призывает.

3. БОЛЬНОЙ — поломанный до физического увечья абсурдностью окружающей жизни, но благородный и добрый. Сходит с ума и исчезает.

4. КАЛИГУЛА. Наконец-то песня как бы о любви, с неутешительным, правда, финалом, но красивыми соло на скрипках и гитаре. Надо сказать, что вещь эта остается для меня самой большой загадкой альбома. Посудите сами, можно ли оставаться на уровне такой примитивной сюжетной схемы: ОН — сексуальный фронтмен, ОНА пришла сама, «упав на асфальт» и поранив себе задницу куда-то от него свалила, чем сильно героя озадачила. Поверх всей этой конструкции посадили Калигулу, который трижды за песню был почему-то прав. Великолепная песня.

5. ТВАРИ. Традиционный вальс с интересным развитием в коде, который рисует нам существование в роскошном едва ощущаемом мире безобразных существ.

6. УРА! Тут я за все крематорские слушания поймал себя на мысли, что музыкально отчетливо проступает АКВАРИУМ. Тема, поднятая в песне — прощание с половой жизнью; поданное в оформлении описания оставленного поля боя: под барабанную дробь, под ура и т.д.

7. ШПАЛЛЕР. Опять-таки описание личности сексуально свободной и романтичной, но возмужавшей и вооруженной шпаллером: не подходи!

8. ЧЕРВИ. Лексическое удвоение смысла — от коварной карточной масти до живых червей, поразивших изучаемое нутро. Хорошая вещь, но эстетов раздражает. Отличный мелодический рифф баса и гитары.

9. ГАЗЫ — как основное содержание современного воздуха. Хороша скрипка, ведущая издевательскую тему на этом празднике обреченных, и соло на бас-гитаре.

10. УРОДИНА. Тема Родины — язвенной, хромоногой и уродливой сужается здесь в образы хромого зайчика, несчастной птички… Вещь показалась мне излишне ироничной.

11. ОСЕНЬ. Потрясающая музыкальная тема — целый мир воздуха. Основная идея — прощания — вполне уместна для концовки альбома.

Что можно ожидать в ближайшем будущем от студийных работ КРЕМАТОРИЯ? Планка, установленная на «Зомби», довольно высока, и подняться выше будет довольно трудно.
Думаю, что сначала появится что-то вроде «Зомби-2» и по духу и по звучанию. В принципе, это нормально в любой рок-ситуации. Лишь года через два стоит ожидать чего-то принципиально нового. Позитивно надеюсь, на звучании КРЕМАТОРИЯ скажется возвращение в его состав Виктора Троегубова, который вне КРЕМАТОРИЯ успел издать пластинку своего спец (как он сам его называет) проекта ДЫМ — немного претенциозного и излишне академичного.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Когда материал о группе КРЕМАТОРИЙ был закончен, произошло событие, о котором стоит упомянуть хотя бы в качестве послесловия. Группа совместно с Центром творческой реабилитации душевнобольных «Нерв» провела акцию по привлечению внимания к творчеству пациентуры психиатрических лечебных заведений и сбору средств для поддержания их творческой активности.

Был выпущен сборник стихов душевнобольных поэтов «Люси в облаках с бриллиантами» и проведен ряд сольных концертов КРЕМАТОРИЯ с параллельной выставкой соответствующей живописи — самой распространенной формой творческой деятельности в психиатрических больницах. Эта акция (проведенная в ДК МЗЛЗ) — лишь часть программы Центра «Нерв», который начал её осуществление собиранием большой коллекции картин душевнобольных художников. «Охота» с большим вниманием будет следить за данной программой и оказывать ей соответствующую поддержку.


Обсуждение