Из истории реггей

группа UB-40
группа UB-40

(продолжение: начало в №1, 2)

В 1977 году возникло движение «Рок против расизма», организованное как серия гала-концертов, в которых участвовали как белые панк-группы, так и черные реггей-ансамбли. Его инициаторами и участниками были группы «Clash», «Rats», «Misty». «Tribesmen» и другие.

Концерты такого типа помимо своих социальных и политических последствий, с одной стороны, привели к тому, что целый ряд молодых, белых музыкантов стал стремиться овладеть довольно сложной техникой исполнения и сочинения МУЗЫКИ регги, с другой подготовили часть молодежной аудитории к восприятию реггей. Это и стало одним из факторов адаптации реггей и его распространения в более широких, коммерческих масштабах.

Синтезу реггей и рок-музыки, именовавшемуся «реггей-рок», предшествовало появление записей ряда английских групп, комбинировавших простую и дилетантскую панк-музыку с ранними формами реггей, ска и рокстеди. Это кратковременное явление получило обозначение «Tу-тон-бит», по имени большой независимой фирмы грамзаписи «Ту-тон».

Название «Ту-тон» (двутоновая, двухцветная) подчеркивало принцип сотрудничества белых и черных музыкантов в peггей. Действительно, многие английские ска- и реггей-группы имели смешанный состав. Их песни были ориентированы во многом на социальную молодежную тематику, на проблемы жизни аутсайдеров в каменных джунглях, безработицу среди молодежи, расизм, нетерпимость взрослых, социальную несправедливость.

Лондонская группа «Madness», ставшая наиболее популярной из них в 80-е годы, заложила основы эстетики новой волны с ее черным юмором абсурда, клоунадой, трагикомическим городским фольклором. Используя ска в смеси с пародиями на джаз ритм-энд-блюз и разные формы поп-музыки, а также особый жаргон в текстах песен, «Madness» создала музыкальный образ современною «кокни», жителя лондонского Ист-Сайда.

Одновременно с «ту-тон» возник целый ряд групп стиля реггей-рок. Самыми яркими из которых стали «UB-40» и «Police». В гораздо меньшей степени связанные с панк-культурой, они олицетворяют ориентацию на высокий профессионализм, стилистическую изощренность в оркестровках и, главное, на мелодизм песен.

«UB-40» — группа, включающая в себя секцию духовых и состоящая из белых и негров, относится тем не менее к «белому реггей» в соответствии с ее хорошо организованной и несколько сдержанной музыкой. Уже само название группы, обозначающее форму бланка, который заполняют безработные, говорит о ее социальной направленности, что прослеживается в большинстве песен. Концертные выступления «UB-40» впрочем как и других реггей-групп рассчитаны не на слушание, а на соучастие, прежде всего на танцы под их музыку. Поэтому все пьесы немного длиннее обычных песен, монотонны, построены на многочисленных повторах.

Ярким примером непонимания сущности реггей нашей молодежью, принимающей эту музыку за рок, могут служить концерты «UB-40» в Москве во Дворце спорта в Лужниках. Видя неадекватную реакцию на свою музыку, певец Али Кемпбелл неоднократно обращался к аудитории со словами: «Мы не рок, мы — реггей! Танцуйте, двигайтесь вместе с нами!». Но войти в ритм реггей не так-то просто, потому что в нем чаще всего отсутствуют сильные доли, начало такта пропускается, а выделяется вторая или третья четверть. Барабаны и перкашн играют замысловатые, с точки зрения диско, синкопированные рисунки. Партия бас-гитары носит мелодический, а не ритмический характер. Да и сами телодвижения в стиле реггей требуют специальной подготовки или врожденных способностей.

Стинг
Стинг

Другая группа, имеющая отношение к «белому реггей» «Police», была создана профессиональным барабанщиком Стюардом Копленном в 1977 году как трио, в котором первоначально играл на гитаре Генри Падовани, замененный вскоре на Энди Саммерса, опытного гитариста, сотрудничавшего ранее с такими группами, как «Animals» и «Soft Mashine». Но главной фигурой в «Police», принесшей группе колоссальный успех, стал джазовый басист, композитор и певец из Ньюкасла — Гордон Самнер по прозвищу «Sting». В отличие от «UB-40» «Police» не выделялась яркой политической и социальной направленностью текстов песен, идя скорее по пути психологического их углубления, личностной тематики. Одна из главных причин популярности группы — ставка на мелодичность песен, на изысканность оркестровок, в которых сочетались элементы реггей, джазовые гармонии и оригинальные приемы, перенятые впоследствии многими группами новой волны.

Алексей Козлов


Обсуждение