РАЗГОВОР С ФЕДЕЙ И ДАНИЛОЙ

«Рок-н-ролл — это беспредельно свободная музыка, н какую степень этой свободы ты выбираешь для себя, играя рок — зависит только от тебя. И не иначе». Так сказал ведущий вокалист группы ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ Федор Фомин. Вместе с ним на вопросы отвечал н администратор-басист Данила Ершов.

— Ну и что? — спрашиваю. — Панк-рок играете?
Вдруг вижу в глазах собеседников появилась усталая жалость к моей персоне.
Ф.: — И да и нет. Нет, потому что панк-роком у нас принято считать звуки, извлекаемые полудурками с гребешками и в лохмотьях, блюющих со сцены, орущих «коммунисты — педерасты» и т. п. И обязательно не умеющих играть. Да, потому что мы играем молодежный, монотонный, убойный, агрессивный 3-х аккордный рок-н-ролл с элементами стиля хардкор и с различными шумовыми эффектами. Мы считаем, что это настоящий современный рок-н-ролл. Это можно назвать и панк-роком, но тогда хит группы KINKS «You really got mе» 64 года тоже панк-рок.

В.: Не знаю, не знаю. Мне вот кажется, что рок-н-ролл — это музыка типа песенки «Rock aroung the clock».
Д.: Вообще-то, рок-н-ролл с технической стороны — это ускоренный негритян с к и й блюз с ударение» на 2 и 4 такт. Так компьютер говорит (тут, несомненно, в Даниле говорит композитор — Ред.).
Ф.: Классический рок-н-ролл, «Johny Be Goode», хит Чака Берри в исполнении СЕКС ПИСТОЛЗ звучит весьма по-панковски, а суть его не меняется. И вообще лучшим рок-н-ролльщиком я считаю Литл Ричарда с его песней «Тутти-Фрутти». Лучше рок-н-ролл вряд ли сыграть. Нет противоречия в Литл Ричарде и Чаке Берри с одной стороны и в СТУДЖИЗ и ЭКСПЛОЙТЕД с другой. Вот рэп, электропоп и прочее… это уже не рок-н-ролл.

В.: А вы этим делом давно занимаетесь?
Ф.: Ну, как сказать. Слушаю я рок-н-ролл давно, лет эдак 15. Панк-роком мы с Данилкой увлеклись в 84 г. Переслушали кучу групп, хороших было обнаружено не много. Остались слегка неудовлетворены и решили попробовать играть сами. Тем более, что в нашей стране панк играли всего несколько команд и было известно всего несколько песен. Нам нравился Свинья и М. Науменко с песнями «Пригородный блюз» и «Белая ночь — белое тепло». Но это был не современный панк, а мы хотели играть типа GBH и EXPLOITED. Кстати Данилка в свое время играл в оркестре народных инструментов ДК «Академия» на балалайке.
Д.: 2-я балалайка-прима.
Ф.: Ну вот он взялся освоить бас-гитару, а я пожелал либо барабанить, либо петь, т. к. ничего не умел, и эти занятия казались мне самыми простыми. Впоследствии выяснилось, что барабанить тоже нелегко и мне пришлось запеть.

В.: Так что там у вас дальше случилось после балалайки-примы?
Д.: Сказано — сделано. Мы стащили в мой гараж барабаны, колонки и т. п. и в январе 1989 г. вместе с А. Климкиным и Джеффом (из ГО) записали па кассетный магнитофон пленочку под названием «25 лет в СССР». Климкин барабанил. Джефф играл на гитаре, а Федя орал. Послушали пленочку, а там шум и полный сумбур, но так настойчиво звучит, что нам понравилось и мы стали продолжать наши опыты. В то время у нас очень быстро менялись гитаристы: Мазин, Понькин, Диканский, Зеленский и т. д.
Ф.: В конце концов, родители Данилки не выдержали нашего шума и прочих сопутствующих безобразий и закрыли гараж на ключик: мы шатались, пьянствовали, ну, в общем, копили энергию. В этот смутный период и появился сначала как собутыльник Шура Келемзин (гитарист ПУТТИ). Пристрастия (музыкальные и прочие) у нас совпадали и теперь мы не расстаемся.
Д.: Время прихода в группу Келемзина счастливо совпало с появлением у нас точки для репетиций в Институте неорганической химии. Мы репетировали почти четыре месяца, пока всем там не надоели.

В.: Ну и что у вас вьшло после репетиции?
Ф.: Где-то в июне 1990 г. мы записали с драм-машиной дома у Шуры альбом под названием «Паразиты». Запись получилась не очень мощная, но там были неплохие песни «Резиновый мир» и «Алкоголь». Нашлись поклонники, которые себе его переписали, пленки попали в другие города. В общем, у нас появилась небольшая, но верная аудитория слушателей.
Д.: Репетиции и выступления приняли хаотический характер, но тем не менее мы разучили полтора десятка новых песен и недавно на «Студии-8» мы записали новый альбом «Я такой-же, как ты» — это его название.
Запись получилась чрезвычайно мощная и агрессивная.
Нам помогали профессионалы: Михаил Зайчиков, Валера Фомин — барабаны, Владимир Бугаец — гитара, даже администратора «Студии-8» А. Соловьева заставили подпевать.
Ф.: Добавлю, что мы подошли к этому делу творчески и записали все за три ночи. 4 песни придумали и записали прямо на месте. На мой взгляд, в альбоме есть несомненно удачные песни: «Давай начнем войну!», «Сигарета», «Паразиты» и т. п. Честно говоря, почти все песни получились клевые. И я думаю, что это лучшее, что было записано в таком стиле в нашей стране когда-либо. Кстати, спасибо Сергею Ивановичу Бугаеву за его благосклонность.

В.: Да. Да. Да. Слышали. А что дальше думаете?
Д.: Да, наверное, хватит бодриться, начнем репетировать и запишем еще один или два настойчивых и тревожных альбомчика. К новому году.

В.: Ладно, послушаем. Еще хотел спросить, какие команды (наши и не наши) играют настоящий рок-н-ролл, по вашему мнению?
Ф.: Из иностранных—STOOGES, ROLLING STONES, МС5, DEAD BOYS, DAMNED и т. п. Из советских ЗВУКИ МУ, ГО, ЗООПАРК, ДК. Хотя ДК — это не совсем рок, но клевая музыка.
Д.: EXPLOITED, GBH, DEAD KENNEDYS, LARD, HEAD OF DEVID и т. п. Из наших — ПУТТИ, ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, Коля Рок-н-ролл.
Ф.: Вообще мне нравится разный рок — DOORS и BIRTHDAY PARTY, SLADE и LARD. У наших команд тоже бывают сильные песни, например, у Летова «Я не верю в анархию — я хочу быть фюрером» — на редкость убойная и искренняя песня.

В.: Какие-нибудь общие соображения?
Ф.: А как же! Рок-н-ролл — это ускоренный блюз, который играли Мадди Уотерс, Хаулин Вулф, Сонни Бой Виллиамсон, это народная песня негров, получившая новое оформление. Лучше негров ее никто не сыграет, так же как, кроме русского народного хора, никто лучше не споет «Славное море, священный Байкал*. Таким образом исполнение рок-н-ролла белыми — это в некотором роде компиляция. Естественно, что и мы компиляторы. Это я к тому, что некоторые люди говорят, что ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ играют EXPLOITED или там DEAD KENNEDYS (эти группы они между собой тоже не различают), так что их слушать. Но, во-первых, лучше играть в стиле EXPLOITED, чем в стиле Donny Osmonds. а во-вторых, как тогда относиться к ROLLING STONES, которые первые годы играли один к одному ритм- блюзовые шлягеры. И кроме того, мы не такие уж ахти какие музыканты, чтобы украсть и сыграть мелодию один к одному. Мы всегда где-нибудь наврем и получится совсем не то, но это будет в стиле рок-н-ролл и будет агрессивно и жестко. Я с большим сомнением отношусь к тем группам, которые заявляют о себе, как играющие какой-то чисто русский рок. Если хорошенько подумать, нет команд, которые бы славно играли неанглоязычный рок-н-ролл. А если ты хочешь сыграть русское, то возьми балалайку, сядь на завалинку и наяривай частушки (что, кстати, мне ужасно нравится), но не называй это рок-н- ролл.
То есть, если ты играешь рок, то будь добр делай это, как делают в США или Англии, по крайней мере, в музыкальном плане.

В.: А почему вы выбрали себе такое название?
Д.: Действительно, дурацкое название. Его придумал Егор Летов. Но нам сейчас уже наплевать, это как кличка собаки…

В.: Хорошо, о музыке поговорили. Но ведь есть еще и слова. Вот вы про что поете?
Ф.: Как о чем — о себе. О том темном, инстинктивном, что кроется в любом из нас. Например, песня «Паразиты» — о том, что ощущаете после недельного запоя. Ну еще о друзьях, девушках и животных. Ненавижу политические агитки, хотя тоже иногда грешу этим, но редко. Вообще-то, смешно петь о том, что пишут в газетах.

В.: Я рассматриваю ваш ответ как «полное налево» и прощаюсь.
С панк-музыкантами Федором и Данилой беседовал Борис БОРИСОВ.
(Новосибирск, август 1991 г.).


Обсуждение