МАШНИНБЭНД: «Жэлезо» — 97 г.

обложка кассеты "Жэлезо" группы МАШНИНБЭНД
обложка кассеты «Жэлезо» группы МАШНИНБЭНД

Не знаю, почему альбом все называют “Жэлезо”. На cover’е по-русски написано: “Жэле — зло”. Жэле альбом не содержит — чему я глубоко рад. Стиль? Экстремальное железо, ес-с-сно. ТЕКИЛА с их причесанными вещичками рядом не валялась. Кассета выпущена на “Manchester Files” — одной из тридцати “официальных” российских рекорд-лейблов. Машнину, видимо, надоело писаться на неофициальных. Да и положение, так сказать, обязывает: теперь это не просто человек с гитарой Андрей Машнин, а МАШНИНБЭНД, то есть непосредственно Андрей Машин (left) и Леонид “Ильич” Заславский (right), сделавший весь саунд. Хотя, это никак на качестве музыки не сказалось: мощь и напор присутствуют здесь в полный рост.

Сам Машнин человек в музыке не новый: из 80-х. И “экстремист” он тоже не новоиспеченный. Его акустика также несла в себе здоровый экстремизм; в первую очередь — благодаря текстам.

Мир героев песен Машнина — мир маргиналов. Маленький человек, на время глушащий свою голову всякой херней — водкой, травой, тем же железом, — “чтобы потом вернуться снова к своим кошмарам…” Снайпер, мечущийся между душой и работой: “Долго не пишут Как там дома Дети забыли Не мылся полгода Хорошее место Жить бы вон в том доме…” — И вдруг, спохватившись: “Прицел? — Есть! — Приклад? — Есть! — Патрон? — Есть! — Затвор? — Да!..”

“Калека” — вообще хит. История человека, оставшегося без ног — живущего прошлым в бредовых пьяных грезах. Здоровая бесчеловечность, впрочем, всегда была присуща Машнину. Сравните. “Это было как раз неделю назад Я шел к своим Я шел домой Было так тихо что от моих шагов На небе дребезжали звезды Месяц рогатый муж звезд Светит мне в спину Я топчу свою тень Чавкает моими ногами Жирная сосущая грязь Весна вступает в свое говно Оттаявшая собачья радость Экономия на фонарях Вздернута и воняет носками… Гуляка, гуляка, гуляка я, гуляка!.. Дома — душ, ужин, жена, Радиоприемник, телепередатчик, Много подсобных помещений Фу ты блядь о чем это я! Нет на хуй никакого дома И ноги отрезали год назад Никуда я не шел И никто не чавкал И вообще я сейчас вам снюсь… Калека, калека, калека я, калека!…” — И то, старое, акустическое: “Пропадают снега Зеленеют луга Исчезает картошка с тарелок От безумья весны ветераны войны Покидают дома престарелых… Он бежал по степи В позабытую даль Он уже не хотел коммунизма Только б воли чуть-чуть Чтоб спокойно уснуть На развалинах собственной жизни… Ковыляй, инвалид, костылем напролом Ковыряй колею костылями Санитары догонят Запинают убьют Справедливыми злыми ногами… Пионеры придут Твои кости найдут Разберут ордена из котомки В полный профиль окоп Бронированный гроб Благодарные бросят потомки… И напишут они На фанерном столбе И посадят кусты по соседству: “Здесь простился с душой Неизвестный герой За счастливое мирное детство…”

Вот еще один герой — герой песни “Соседи”, убивший всех своих соседей. Пусть во сне. Это ты, это я — сколько раз в мечтах мы убивали соседей, начальников, учителей, просто встреченных на улице хамов?.. “Да, это я убил их!..” А вот это уже не шутки и не мечты — герой песни “Снайпер”, вернувшийся на гражданку — с Афгана ли, из Ичкерии? Вспоминаете “Брата Каина” от НАУ? Забудьте — герой песни “Маугли” точно такой же отмороженный, но с точностью до наоборот: он справедлив. “Она была мала Она еще не пила Она хотела полюбить орла Но полюбила козла Он пришел к ней голый из соседнего леса И по-нашему ни бум-бум ни бельмеса… Она его любила Она его мыла На одно его рыло Извела мешок мыла И она была счастлива Быть с ним вместе И на все вопросы Отвечала “не лезьте!” Она не стала взрослой И я помочь не успел Она боялась что он ее бросит А он не бросил — он ее съел… Маугли! Иду убивать Маугли!..” Расизм? Хрен там — посмотрите, сколько этих маугли разных мастей вокруг. С железными зубами. Со стеклянными глазами. Эти загрызут не от голода — от скуки. Иду убивать маугли!..

В общем, очень рекомендую. Да, МАШНИНБЭНД услышал впервые по ТV, в репортаже с какого-то шевчуковского феста (`97?). Там Машнин активно не понравился. Со всеми дешевыми атрибутами экстремалов (в семейных трусах, кроссовках и чуть ли не бейсболке). Пел: “Пусть никогда не будет солнца!..” Я было подумал — испортился мужик. “Вооруженный прозрачной дубиной каждому может устроить сюрприз…” Прозрачной дубиной оказался звук. В хорошем звуке все звучит правильно и ложится на душу тяжело — как и надо. Это самое “Солнце” — последний трэк альбома. Достойная кода! “Я задумал огромное грязное дело — Закат солнца вручную!.. Пусть никогда не будет солнца!.. Пусть никогда не будет неба!.. Пусть никогда не будет мамы!.. Пусть никогда не будет меня!..”

В общем, записан еще один саундтрек к последнему спектаклю. (Про то, “как известный футуролог Иоанн Богослов написал про нас статью, да что-то сильно смягчил…”- Злыдень.) Пролог уже начался: дома как бы сами собой трескаются и проваливаются под землю, невские воды пробуют на прочность гидроизоляцию питерского метро, а ты “Спи спокойно, тебе не приснится Поезд на Дальний Восток Самолет или долгое судно На Крайний Север Спи спокойно тебе не отрежет Голову в лифте девочка в бантах Со скрипом не выйдет из шкафа Небритый зеленый пришелец…” Спи спокойно, дорогой друг,- не под Машнина. А нам будет “Лучше уйти отсюда В землю В небо В море В огонь…”

P.S. А чего вы ожидали от альбома, начинающегося словами “Ненавижу себя в зеркалах…” и заканчивающегося фразой “Пусть никогда не будет меня!..”?

С. Ветер.


Обсуждение