Инда читаешь, чего в газетах пишу? — токмо диву даешься, насколько власть нынешняя от предыдущей недалеко ушла.
Помнится, еще в школе учился — читал в одной атеистической книжке радостные выводы какого-то дяди о том, что вырастили-таки новое поколение строителей коммунизма! Поводом для радости служили результаты опроса школьников, которые не смогли ответить на вопрос «Что такое господь?». «Госцирк знаем, Госбанк, Госстрах.., а вот Господь — извините, нет..» Я не к тому это пишу, что, де, коммунисты, суки, детей бога лишили.
Нет. Более того, я с Марксом абсолютно солидарен в том, что «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья», детишек по другому поводу жалко — их знания лишали. И это уже действительно плохо.
Давеча открыл газету одну. Независимую, конечно, демократическую. Блин. Какой-то дядя снова ликует: «Как быстро удалось избавить подрастающее поколение от социалистических стереотипов в мышлении!» Как вы думаете, что на этот раз послужило поводом для проявления положительных эмоций? Сказывается, тоже опрос школьников. Теперь детишки сказали, что БАМ — это Большая Амурская Магистраль, пятый пункт — нечто георафическое, а что такое генсек и как звали Хрущева, они вообще ответить затруднились. Дяде весело. Мне грустно. Без знания этих элементарных терминов подрастающее поколение будет лишено возможности не только понимать старые политические анекдоты, но и читать книги Эдуарда Лимонова. И я не удивлюсь, если лет через двадцать восприятие «россиянами» нашего социалистического прошлого мало чем будет отличаться от нынешний американских фильмов про СССР, которые пока еще забавляют нас карикатурностью образов.
Жалко детишек. Жалко ещё по одной причине. В последней упомянутой анкете среди ПРОЧИХ был задан такой простеньких ВОПРОСИК: «Что такое самиздат?». Врядли у человека, держащего сейчас в руках этот журнал, возникнут затруднения с ответом. У детишек тоже не возникло. Чуть ли не единодушно они заявили, что самиздат — это Самарское Издательство. Вот.
Детишек, конечно, жалко, но согласитесь, на вопрос «Чё это ты тут фотографируешь?» гораздо веселее и интересней отвечать не «Ды, я самыздатчик..», а «Я»— самарский издатель рок-журналов! «. И показалось мне, что название НОВИНКИ САМАРСКОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА покрасившее будет, нежели какой-нибудь ДАЙДЖЕСТ НЕЗАВИСИМОЙ РОК-ПРЕССЕ или ДИСКРЕТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНКРЕТНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ РОК-САМИЗДАТА.
Радоваться надо! /не помню, откуда эта фраза/
Короче, читайте.
Гл. ред.
ПОЛЬСКИЙ БATОH № 17 Тула, 1995 год 45 страниц, формат А4 Тираж неизвестен маш.+комп. / обложка/+фото=ксер.
Гл. рел. Александр, «Вук» Минайчев
Есть недалеко от подмосковного Можайска деревня Мышкино. Деревня — как деревня: башни силосные, ржавые трактора посреди поля и покосившаяся автобусная остановка на шоссе. Но всяк проезжающий мимо этот остановки должен испытывать немалый душевный трепет, ибо на ее облезлой стене крупно выведено кирпичем: МЫШКИНО — ЦЕНТР РОССИИ.
Лозунг, под которым уже четыре с лишним года выходит журнал ПОЛЬСКИЙ БАТОН, ни в коей мере не принижает амбиций мишкинских пейзан. Он лишь устанавливает некую иерархию.
ТУЛА — ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ С констатации этого общеизвестного Факта начинается семнадцатый номер сего легендарного издания. Наш главный редактор, вручая мне этот журнал для написания рецензии, глубокомысленно изрек, что это «продукт творческой деятельности человека, полностью выдавившего из себя базетизм». Хотелось мне тогда у него СПРОСИТЬ, куда девается базетизм после выдавливания и можно ли таким образом сбросить хотя бы пару килограммов, да побоялась — вдруг обидится.
Честно говоря, после ознакомления с соответствующей статьей в книге ЗОЛОТОЕ ПОДПОЛЬЕ, от ПОЛЬСКОГО БАТОНА я ждала чего-то удивительного и гениального, и, монет быть, именно это стало главной причиной post-разочарования. Из «одного из наиболее ярких журналов 92-93гг.» ПОЛЬСКИЕ БАТОН-95 превратился в 45-cтpaничное приспособление «для перемывки местных костей». Практически все пространство отдано местной музыкальной действительности. Полоса за полосой в одноколоночном варианте верстки следуют обзоры тульских концертов. Лишь однажды ПБ выезжает за пределы родного города, но и то — на гастроли с тульской группой. А занимающее центральное место в номере интервью с лучшим тульским гитаристом Олегом Маршаловым, вызвавшее всплеск положительных эмоций в редакции еще-КАРТАШОВА — на самом деле и не интервью даже, а некий неинформативный трёп, во время прочтения которого так и хочется спросить «А я-то здесь при чем?».
Оставляет желать лучшего и оформление журнала. Не буду говорить о качестве фотографий, ксерокс — он и в Туле ксерокс; но создается впечатление, что издателю абсолютно плевать на то, как этот самый БАТОН будет выглядеть. А в результате — ни малейшего намека на дизайн и почти полное отсутствие обложки. Не являясь сторонницей той идеи, что качество журнала определяется количеством пота, выделенного в процессе работы, я, тем не менее, уверена, что самиздат отличается от газеты ТРУД хотя бы тем, что после прочтения его снова и снова хочется листать, разглядывать и перечитывать. В ПБ помимо несвежей тульской информации нет ничего. Ни ауры, ни интеллектуальных изысков. Есть лишь немеренные понты г-на Минайчева, берущего интервью у самого себя, провозглашающего себя же лучшим музыкальным КРИТИКОМ, а свою группу — супергруппой. Для особо любопытных есть и фотографии героя. В семнадцатом БАТОНЕ Бук напечатал свой фейс аж целых пять раз.
Не сильно разбираясь в теории базетизма, я могу, тем не менее, сделать для себя вполне осознанный вывод: продукт творческой деятельности человека, абсолютно базетизм победившего, мне не нравится. Как говорит один мой преподаватель, Борис Сергеевич Никитин, «кроме тебя Петра Первого на земле есть еще люди». Господин Минайчев забывает об этом слишком часто.
Контакты с редакцией: тел 34-87-02 код Тулы 087-2
Минайчев Александр Романович
ГОЛОС №1 — лето-«95, №2 — зима-«96
г.Медногорск Оренбургской обл. ок. 50 стр. формат А5 тираж ок.60 экз.
маш+фото+графи-коллаЖ=ксер
Гл. ред. S’Ledwind
«Кажется, здесь не хотят слушать рок» — тленно так называется самая первая статья самого первого номера журнала ГОЛОС. Как уверяют издатели, рок-культуры в Оренбургской области нет совсем. То есть абсолютно. Ни команд, известных на общесовдеповском уровне, ни местных звезд, ни малейшего намека на самиздат. Разве что Ник Рок-н-Ролл тут родился, но сбежал достаточно быстро. В такой вот нелегкой оперативной обстановке приходится существовать первому на Оренбуржье рок-сам-издат-журналу.
ГОЛОС- маленький, ко на удивление милый проект человека по имени S’Ledwind из города Медногорск. /В авторском варианте транскрипции — Midnightgossk/. По словам самого издателя, журнал изначально задумывался как проект наивно-детский, но к примитивизму не тяготеющий. Таким, наверное, он и получился.
Трезво оценивая ситуацию с рокенролом в регионе, ГОЛОС, тем не менее, находит о чем и о ком написать. Есть в Медногорске группа СКВОЗНЯК — замечательно. Но, предоставляя «Сквознякам» добрый десяток страниц, ГОЛОС не пытается никого убедить, что это самая классная группа. Просто информация: история, Фотографии .. Никаких понтов и раздутых амбиций.
Помимо чисто музыкальных публикаций в журнале наблюдаются обзоры рок-прессы /от Могилева до Иркутска!!/ и довольно обширный литературный раздел, публикующий как прозу, так и поэзию; иногда чертовски неплохую.
В общем, на мой взгляд, для региона, где рока нет как такового, ГОЛОС — оптимальный вариант самиздатовского журнала. Ни убавить, ни прибавить.
Контакты с редакцией: 462 250 Оренбургская обл. г. Медногорск а/я 6.
расчитываюшим на ответ: просят вкладывать конвертик с маркой
Когда работа над журналом ПРОГУЛКИ РАНЕНЫХ уже шла полным ходом, появился на свет третий номер ГОЛОСА, датированный осенью 98—го года.
Журнал изменился не только внешне — заметно растолстел, но и внутри — появились новые авторы. ГВОЗДЬ номера — десятистраничный рассказ с летнем путешествии главного редактора по маршруту Медногорск — Caнкт-Петербург — Медно- горск. Способ передвижения — автостоп, характер повествования — научно-отвязный. Рекомендуется для чтения всем, вне зависимости от пола, возраста, политической и сексуальной ориентации. Кроме того, в третьем ГОЛОСЕ можно найти обзоры концертов, новости со всего Оренбуржья и … некролог Марины Капуро.
Адрес редакции не изменился.
ГОЛОС №З
72 страницы формат А5 Официальная дата выхода — пятница, 13 сентября 1996 года.
ПОД НОЛЬ /музыкальный журнал реальной альтернативы/
№ 1-3 + специальный выпуск
Москва, 1994 — 1996
комп+граф+фото=ксер
Тираж 999 экз.
Гл. ред. неизвестен.
18 стр формат А5
Нельзя сказать, чтобы я любила скикхэдов. Скорее уж можно сказать, что я скинхэдов недолюбливаю. Но перед издателями этого скин-фанзина я снимаю шляпу. Впрочем, врядли жест жест будет оценен ими по достоинству: адепты Skin-styl’я должны быть равнодушны к девушкам с невыщипанной макушкой.
По профессионализму исполнения и информативной содержания журнал ПОД НОЛЬ среди виденного много самиздата не знает себе равных. Здесь можно найти материалы о жизнедеятельности скин-банд на всей поверхности земного шара. Англия, Франция, Чехия, Сербия, Финляндия и даже Бразилия — вот неполный список географических названий, которыми пестрят страницы этого издания. Прибавьте к этому своеобразную скин-графику, немного фотографий и отличную верстку, и вы получите приблизительное представление об этом журнале. Но — только приблизительное!
Поскольку я, например, прочитав подряд все три имеющиеся в нашей редакции номера, настолько прониклась скин-эстетикой, что была готова идти в парикмахерскую а оттуда — сразу на поиски записей группы Skrewdriver, ибо в том, что Ян Стюарт — великий человек, сомнений у меня уже не оставалось. Тогда что-то помешало мне это сделать. Кажется, времени не хватило. Сейчас уже не очень хочется, хотя Skrewdriver я бы услышать не отказалась. А пока я снимаю шляпу перед издателями этого журнала. Можно, конечно сказать, что я ненавижу скинхэдов, но это уже неправда. 88!
Контакты с редакцией: 109 387 Москва а/я. 29 Саркисову Ю.Д.
для получения любого номера выслать пять тысяч рублей.
105 523 Москва а/я 23
для адресной переписки выслать чистый конверт с маркой.
ОСКОЛКИ №2
Санкт-Петербург, весна 1996
комп+граф+фото=ксер
Тираж неуловимо мал
Гл. ред. Светлана Смирнова
36 стр. формат А4
Пять лет назад, в 1991 году, издатель Могилевского РОК-альмакаха ОКОРОК Юрий Романов писал: «Да, андерграунд умер. Умер андерграунд Соколова, Тимашевой, Смирнова.. Как ранее умер андерграунд, к примеру, Макаревича или БГ. Как: умрет он, возможно, вскоре для Егора Летова.. Но!! Придет-приходит? Пришло? другое поколение, другие люди. Их андерграунд только начинается…» Так вот, журнал ОСКОЛКИ — это, наверное, и есть тот самый, новый андерграунд.
История этого издания уходит своими корнями в те далекие времена, когда о стены московского Кремля и ленинградской Петропавловской крепости еще разбивались волны, испускаемые передатчиком теперь уже легендарной радиостанции SNC, а в упомянутом белорусском городке упомянутый Юрий Романов еще выпускал упомянутый рок-альманах. Ни хера себе предложение!.. Остапа, что называется понесло. Тебя бы так пронесло,- крикнул ему из сортира Мюллер.. Так, о чем это я?.. Ах, да!!
В 1992 году в городе Ленинграде был образован фан-клуб радиостанции SNC. Сам по себе этот факт в истории человечества не играет практически никакой роли, НО!! В недрах этой организации и вокруг нее возникло и впоследствие растворилось в пространстве несколько самиздатовских проектов. Творческий тандем Светка-Юлька /ред. и худ. соотв./, изображенный на обложке ВТОРОГО номера ОСКОЛКОВ, так или иначе принимал участие в работе над фан-клубов сними изданиями — газетой СВ 238М и журналом ЗАЧЕМ, и, как говорится, набив на этом руку, наконец выдал на-гора проект, изначально засчитанный на более широкую аудиторию.
К сожалению, в редакции ПРОГУЛОК РАНЕНЫХ имеется только второй номер ОСКОЛКОВ — издание изначально являло собой сугубый раритет — и вывод о том, что это — журнал нового андерграунда, может оказаться неподкрепленным действительностью, НО!! Именно такое впечатление складывается после прочтения этого номера. Будни частыми гостями на питерских акустических квартирниках, редакция ОСКОЛКОВ вытаскивает на страницы своего журнала этот загадочный и мало кому известный пласт культуры.
Десять страниц — почти треть номера — занимает интервью с новей легендой отечественной рок-культуры — Светой Чапуриной, человеком, которого в глаза почти никто не видел, но говорят о нем все исключительно в восторженных тонах. Надо, кстати, отметить, что с тот психоз охватил и редакцию нашего журнала, а упомянутое интервью с неподдельным интересом читается даже теми, кто ни светиной фамилии, ни названия ее группы СЪЕШЬ ГРИБЫ до того ни разу не слышал. Не иначе, как стоят за этими музыкантами какие-нибудь масоны-сиснисты-рэкетиры-чеченцы-гомосексуалисты-кто-там-еше-у-нас-ноне-гадом-слывет..
Примерно столько же места занимает на страницах ОСКОЛКОВ интервью с Екатериной Борисововой — питерской журналисткой, для которой туманно-загадочный мир отечественной акустической музыки — дом родной. Кроме того, желающие могут ознакомиться с рецензией на альбом Юльчи /акустика, конечно/- СИДЯ НА ЧЕМОДАНАХ.
В общем, прочитав этот журнал, вы без нагрузки на барабанные перепонки сможете всецело погрузиться в атмосферу акустического андеограунда сегодняшних дней.
НО!! Одно в голове не укладывается: зачем надо было предпринимать очередную попытку / как нам кажется, чертовски неудачную/ разобраться в том, что сделал ЕГОР два с половиной /!!/ года тому назад. И вновь очередной тусовщик со слезали на кончике пера рассказывает, как он «срывал со стен фотки, топтал пластинки, рвал пленки..», узнав, что его разлюбимый Егорушка — коммунист. Чтож, наверное, это выход. «Да-я-бля-заше-с-этим-говном-ничего-общего-иметь-не-хочу!» — тоже позиция. А если я Вам скажу, что Sex Pistols были национал-социалистами убежденными и свастики любили носить? Вы уже выбрасываете их кассеты? А если б Янка сказала, что она — за коммунистов, вы б ее тоже «топтали»? Тогда чем Вы, пардонте, отличаетесь от Геббельса, швыряющего в огонь книги Карла Маркса или от пресловутого ГлавЛита, не рекомендующего печатать Кнута Гамсуна из-за его коллаборационистских отношений с третьим рейхом? Впрочем, стоп! Рецензия на журнал ОСКОЛКИ — нелучшее место для подобных рассуждений. С Кнуте Гамсуне можно прочитать, перевернув несколько страниц в эссе Сергея Гурьева «Цивилизация построила апрель»; о Егоре и его новых политических убеждениях кой-чего написано в первом номере журнала КАРТАШОВ, например; а обо всем в целом — у Борхеса:
В течение моей жизни, посвященной не столько жизни, сколько чтению, я неоднократно убеждался, что литературные намерения и теории — это всего лишь стимулы и что законченное произведение свободно от них или даже им противоречит. Если у автора есть что-то за душой, то никакое намерение, каким бы ничтожным и ошибочным оно ни было, не может нанести его творчеству непоправимый урон.*
Amen.
Контакты с редакцией: 197 349 г.Санкт-Петербург, ул. Королева д 22/1 кв 17 Светлане Смирновой
Кстати, по слухам из нескольких заслуживающих доверия источников, осенью 1996 года появился третий номер ОСКОЛКОВ. Говорят заметно толще предыдущего..
*Хорхе Луис Борхес эссе «Натаниел ГОТОРН» /1949/ из книги НОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ /1952/
УРА БУТЛ БУМ №11
Ростов-на-Дону
комп. верстка /граф+фото+коллаж/
типография
104 СТР. Формат А4
тираж 1000 экз.
Гл. ред. Галина Пилипенко
Если верить легендам, многие отечественные рок-музыканты любили зарабатывать деньги на свадьбах: и публика благодарная, я стакан нальют, да и вообще весело. Как это не парадоксально, но у отечественных же рок-журналистов попытки заработать денег в своей профессиональной ипостаси на чем-то столь же веселом врядли могли бы прокакать. Я думаю, «от души» киты рок-самиздата могли бы для official-press писать разве что некрологи.
Кого они только не хоронили! Русский рок, московский рок, ленинградский рок, панк-сок, андепграунд — все эти явления культуры уже успели скончаться на страницах самиздатовских журналов не по одному разу; однако, на их жизненные проекции подобные отпевания не возымели практически никакого действия. Собака лает, как говорится, ветер носит. Некоторые особо рьяные представители indie-rock-press даже самиздат — самих себя, то есть — похоронить успели. Макс Немцов, например, в 1992 году писал Александру Кушниру: «Все, батенька, как ни говори, а самиздату кранты. И не стоит гальванизировать труп.» Но, как это обычно и бывает, ..без меня меня отпевали». Самиздат на своих похоронах отсутствовал Подтверждений тому множество, в том числе — и сия рубрика в нашем журнале. И последним обозреваемым в ней изданием стал патриарх отечественного самиздата — альманах УРА БУМ КУМ.
Вот уже восемь лет этот журнал спокойно и размеренно несет свое стостраничное тулово сквозь всевозможные жизненные неурядицы. Последним на сегодняшний день является одиннадцатый номер УББ, отпечатанный, если верить надписи на обложке, в Греции, тиражом аж в тысячу экземпляров.
Заметно, на мой взгляд, проигрывая очень сильному десятому номеру, одиннадцатый, тем не менее, далеко не безынтересен, добрая половина материалов посвящена памяти Сергея Тимофеева — художника, писателя, поэта, да и бог знает кого еще, погибшего недавно в Москве. В журнале огромное количество его рисунков.
Непосредственно рокенрольная часть издания, в основном, отдана местным группам, однако смею обратить внимание потенциального читателя на интервью басиста АЛИСЫ Петра Самойлова — он, оказывается, еще и граф. Забугорный раздел представлен традиционным архивом Дэвида Боуи, телегами от Адриана Белью и текстами Нины Хаген.
Как сообщила нам бессменный издатель УББ Галина Пилипенко, в ближайшее время увидит свет новый, двенадцатый номер журнала. Нам остается только ждать. Надеяться. И. Верить. Что этот толстый и странный журнал, не претендующий на оригинальность и новизну, будет жить и дальше. Ведь если и он прекратит свое существование, то у кучки снобов /читай — жлобов/ от рок-прессы появится очередной повод для организации похорон самиздата.
..чертовски неприятно читать свод некролог…
Контакты с редакцией: 344 058 г.Ростов-на-Дону
пр. Коммунистически” д 19/1 к 23
тел /8532/ 54-19-47 Пилипенко Галина Анатольевна
По указанному адресу можно заказать 10 и 11 УББ и каталог студии УББ /последний высылается бесплатно в вашем конверте/.
ПРИГЛАШЕНИЕ..
«Что в имени тебе моем?» Да просто любопытство берет: почему группа называется так, а не иначе? Поиски «корней», что ли. Опять же — пособие начинающим /или продолжающим/ журналистам , обожающим вопросы о творческих планах или «А почему группа так называется?»
Так вот я обращаюсь к музыкантам, продюсерам, журналистам, друзьям музыкантов, поклонникам, словом, — кс всем — присылайте «ответы» — почему группы /наши, разумеется, отечественные, потому как на Западе «Энциклопедии названий» давно существуют/ называются именно так как они называются. Обращаюсь, потому что «Знциклопедь» — проект, находящиеся в работе, дело живое, растущее — присоединяетесь.
Пишите по адресу журнала УРА БУМ БУМ.
Галина Пилипенко.
That’s, в общем-то, all. На этом обзор новинок Самарского Издательства позвольте закончить, подозреваю, что вышел он, мягко говоря, неполным, но — чем богаты.. Единственное издание, которое мы сознательно обошли в этом обзоре — питерская газета НАШЪ ДРАИВЪ. ИСХОДИТЬ ЛИШНИЙ раз говном по поводу ее бестолковости на страницах ПРОГУЛОК большого желания нет, однако никак не прореагировать на появление на горизонте такого «коллеги» РАНЕНИЕ все же не могли.
Выход подсказал Артем Макаров. Он сам вызвался написать в редакцию ЪЪ открытое письмо, в котором будет подробно изложено наше отношение к этой газете. О том, что из этого вышло, вы еше узнаете — со страниц ЪЪ ли, ПРОГУЛОК ли, КАРТАШОВА — как фишка ляжет.
Гл. ред.
Все рецензии написаны Марикой Камышевой /кроме ОСКОЛКИ #2 — Марина Камышева-Андрей Стволинский/