АУДИО

«НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС». «НАУГАД»

В марте на концерте в честь дня рождения рок-клуба появление Бутусова на сцене вызвало в зале нечто вроде скоропостижного урагана. Не сразу узнанный из-за слабого освещения (настраивался аппарат), Слава одним своим видом вызвал восторг у поклонников, на сетчатке глаз которых он был отпечатан до той поры в героико-романтической позе. У сцены собралась толпа. В воздухе запахло жареным. Однако первые же аккорды воскресшего в новом составе «НП» охладили всеобщий пыл не хуже ушата холодной воды или дубинок стражей порядка. В новой музыке не было привычных и бьющих наверняка подъема и надрыва, дешевой клавишной помпезности. Зато был нерв, внутренний импульс. Не было слащавости и кича. Был профессионализм, уверенность и настоящий звук настоящей музыки. Все это, кроме разве что эффекта неожиданности, отразилось в магнитоальбоме «Наугад», включающем в себя, наряду со свежим материалом, пять старых вещей в иной интепретации, в том числе совершенно неузнаваемый «Отход на Север», доведенный до предела безысходности, балладу «Падал теплый снег».
Слаженность акцентов, приглушенность контрапунктов меланхоличная монотонность ритмического рисунка, оттеняющая тончайшие нюансы инструментальных партий, жесткая гитарная «волна» — такова музыка альбома «Наугад». Она вряд ли найдет отклик в нежных девичьих сердцах, которым неведом кайф пластинок «Кьюэ» и «Кинг Кримсон». И дело даже не в том, что гитарист Александр Беляев (экс-«Телевизор», к выходу альбома экс-«НП>) играет в манере «Кьюэ», а пара вещей альбома («Она ждет любви» и «Черные птицы») звучат так, будто маэстро Фрнпп руку приложил. Избежавший цепких лап масс-культа, «НП» стал другим, строгим и в какой-то степени элитарным. «Наугад» уже не сможет служить, как «Разлука», фоном для дружеских попоек. С пивом он не потянет. Эти песни нужно слушать, иначе они будут просто раздражать. Их нужно понять и ощутить их настроение. Философские миниатюры и микроэссе Кормильцева в исполнении Бутусова требуют такой же работы мысли, таких же затрат душевной энергии, что и картины экспрессионистов или пьесы Беккета.
В перегруженности философией — определенный недостаток альбома. В нем нет цельности, будто авторы стремились так или иначе потрясти сознание слушателей набором экстра ординарных мыслей. Что Ж; им трудно отказать в интеллектуализме. Но альбом при этом слушается как сборник случайных вещей, лишенных общего стержня.
Камерный, абсолютно некоммерческий «Наугад» вряд ли станет событием года. Он слишком мрачен. Жизнеутверждающе звучит лишь рождественский гимн «Родившийся в эту ночь». Оценит новую работу «НП» только «имеющий уши». Но ленноновская Люси, паря среди небес в алмазах, легко узнает свою сюрреалистическую тень в сумасшедшем пацане, вокруг которого метафизическими волнами льется «Музыка на песке».

ОЛЬГА ЛЕБЕДЕВА /«БЫТЬ ОБЩЕЙ ДЕТКОЙ»
воспитанных на около-арт-роневых структурах. На память приходит таинственный, постепенно уходящий в область преданий, фанк-оркестр «Солярме», чей заразительный свинг ма третьем фестивале рок-клуба резко контрастировал с общим фоном и не укладывался в рамки местных традиций. Но на этом сходство его с музыкой Ольги Лебедевой и заканчивается. «Солярис» — чисто музыкальная, то есть не текстовая группа, к року относящаяся постольку, поскольку такой джаз в городе не принят. Лебедева — явление без всяких скидок рок-н-ролльное, несмотря на сложность идентификации ее стиля.
Уверен, что у многих, кто слышал Ольгу, возникает желание найти аналоги ее песен у Сюзи Кватро, Кейт Буш или «Блонди», выделить источники музыкального вдохновения из творчества Стинга или «Стайл Каунсил». Можно как угодно назвать ее стиль: нововолновый фанк, поп-буш или свердловский «нью-эйдж». Но никакой ярлык, стереотип поп-музыки ж объяснит смысл этих песен и не вместит в себя затерянный мир, который кроется за словосочетанием «быть общей деткой». И то, что специфическое звучание тромбона в большинстве номеров делает их похожими на вещи Стинга, ровным счетом, ничего не значит.
«Технические» данные (диапазон голоса, манера пения) Ольги сближают ее с Настей Полевой. Корни у них общие. Женская душа, женское естество — даже не тема: топливо их песен. Сравнение неизбежно.
Странная мистическая сила связывает песни Насти и Ольги (наподобие той, что связывала доктора Джекила и мистера Хайда). У Насти она в обрамлении экзотических цветов и сказочных видений. У Ольги — предельно земная, уставшая курить сигареты без фильтра. И при этом она одна и та же.
Ответ на вопрос, что значит «быть общей деткой», попытался дать еще Достоевский, создав бессмертный трагический образ Натальи Филипповны. Минул век, и в песнях Ольги воскресла эта несчастная женщина, которая никогда не читала мир «как роман» и с самого начала разбила и выбросила розовые очки. Она больше всего боится жалости. И больше всего ей нужна жалость. Потому что жалость — это детство любви. Наверное, если вывернуть комфортную Шадэ наизнанку, то получится рассерженная, но жаждущая тепла Ольга Лебедева.
Самая законченная и яркая вещь альбома «Я уйду к нему» (достойный ответ на вызов Майка Науменко «Ты дрянь!», брошенный с десяток лет назад), позволяет надеяться, что «начинается новая стадия», как поет Ольга в другой песне, новая стадия или, по крайней мере, новое направление свердловского рока.
А. КОРШУН.

«АГАТА КРИСТИ» /«ДЕКАДАНС»
Итак, в то время как большинство «Зубров» Свердловской рок-сцены «затаилось» в 1990 году (возможно, к очередному фестивалю?), «Агата Кристи» успела «выстрелить» в конце года своим альбомом «Декаданс».
Отдав дань в «Коварстве м любви» остросоциальной тематике, группа предстала в новом альбоме более разноликой.
Изящная, легкая и вместе с тем экспрессивная манера В. Самойлова (от «Щекотно», «Мотоциклетки» до «Кошки»), безусловного лидера группы, «разбавлена» мрачнова т ы м «панковым» стилем его младшего брата («Эксперимент», «Эпидемия?»), от чего музыкальная палитра «Агаты Кристи только выигрывает.
Эпизодические обращения к музыкальной классике сменяются все более устойчивым интересом. Нет, большинство песен альбома по прежнему выдержаны в новейшем волновом стиле, и все же его музыкальным стержнем является «Декаданс».
В целом слушателей ждет приятный сюрприз. Далеко не всем и не всегда удается прогрессировать от альбома к альбому. Пока у «Агаты Кристи» это получается.

В. СОЛДАТЕНКОВ. / «СОЛЯНКА им. БОБЫ ДОКУТОВИЧА». «ТРАГЕДИЯ В СТИЛЕ СТЕБ»
Более всего альбом напоминает первые записи «Чайфа».
Те же плюсы и минусы при мощном рок-н-ролльном запале, невыразительность текстов и ощутимый налет того, что именуется провинциальностью. Чувствуется, что у «Солянки…» была ясная цель: настоящий рок—альбом с продуманным и выстраданным содержанием, определенным звучанием, что и удалось в общих чертах. «Трагедия» крепко сколочена стальными гвоздями ритма.
Нет одного — самостоятельности темы. Почти для каждом песни можно найти первоисточник. И сама песенка, давшая название альбому, с ее замысловатым многоголосием на манер русских хоров, проистекает из «Страданий извозчика Еремы» — песни куда более стеб- нон. Самое смешное, что песни, в которых нет потуг на смысловую нагрузку («Рок-н-ролл») или с грудой улавливаются слова из-за качества записи («Достали!»), звучас явно выигрышно. Видим», вступает в действие тот механизм, благодаря которому когда-то вылезли на авансцену легендарные «Слэйд». Вряд ли сами англичане в их звуковом: шквале различали слова, вылетавшие из луженой глотки Нодди Холдера.
Возможно, осколки и шрапнель слэйдовского драйва затерялись в душах музыкантов «Солянки». Возможно, в будущем эти «ядовитые» семена дадут о себе знать какими-нибудь восхитительно чудовищными всходами.
А. КОРШУН.


Обсуждение