Archives

Рок-партнер, №1, 1990

РОК — это не танец и не жанр. Это — стиль жизни. Это — явление. Это подчас — религия…

Вы, вот Вы лично — не согласны? Тогда верните нашу газету на прилавок. Наш читатель — рок-партнер.

«Я ЗНАЮ — ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ РОК-Н-РОЛЛ, — НО Я ЛЮБЛЮ ЕГО!» — эти слова из стародавнего хита «Роллинг Стоунз» мы взяли в качестве девиза.

«РОК-ПАРТНЕР» — газета «по заявкам»: рассчитана только на партнерские отношения. Первый номер мы готовили для вас, но без вас, не обессудьте, рок-партнеры. Может, он вышел немного хилым? Тогда напишите нам об этом прямо. О’кеу?

Редактор: Робби Максвелл
Учредитель: ТФ Всесоюзной фирмы «Рекорд», 392000, Тамбов, Советская, 122.
Адрес редакции: 232000, Вильнюс-центр, а/я 16, «Рок-ПАРТНЕР».
Тип. фирмы «Полиграфия». Заказ № 1821. Тираж 15 000 экз.

СОДЕРЖАНИЕ

Первая любовь

Как рок пришел в СССР

Постскриптум

Б. Г. Правдивая автобиография АКВАРИУМА

Азбука рока

Анонс

METAL HAMMER EUROPEAN ROCK TOP TEN

METAL HAMMER LESER-HITPARADE LP’s

ЧАЙ Ф

АЛЬЯНС

ФОЙЕ

Группу создали в окт. 1983 школьники средней школы N 18 Андрюс Мамонтовас (вокал, гитара), Арнольдас Лукошюс (клавишные), Дарюс Тарасявичюс (бас) и Альгис Крикшюнас (ударные) . Начав с небольших выступлений на школьных и студенческих вечерах, в 1984 они стали лауреатами фестиваля ВИА средних школ Вильнюса и сделали любительские записи своих песен «Печаль», «Другой мир», «О, мое солнце!», «Лицо луны», «Берег», благодаря которым приобрели широкую известность.

Песни Ф. с грустными, романтическими текстами и музыкой новой волны выгодно выделялись в годы, когда самым модным стилем был хэви-метал. В 1985 изменился состав: вместо Дарюса и Альгиса в Ф. вошли Эугэниюс Пугачюкас (ударные) и Ромас Райнис (бас). Окончив школу, осенью 1985 члены Ф. остались без репетиционной базы. Дальнейшая судьба группы никого не интересовала, и в начале 1986 Ф. решает разойтись. От этого шага их удержало приглашение на всесоюзный рок-фестиваль «Литуаника-86». Самобытность песен и яркая индивидуальность солиста Мамонтоваса (автор музыки и текстов) привлекли общее внимание к Ф.. В то время в состав влились Саулюс Валиконис (саксофон) и Дарюс Бурокас (клавишные).

Судьба им улыбнулась: последовали приглашения сниматься в первом литовском музыкальном видеофильме «Что-то случилось», участвовать в телевизионной передаче «Молодежные ритмы». Для съемок были сделаны записи песен «Свет костра», «Дистанция», «Береги детство», «Странный человек». Эти записи и видеофильм выдвинули Ф. в разряд самых популярных групп Литвы. Лучшие песни Мамонтоваса «Свет костра» и «Береги детство», излучающие душевную теплоту и надежду, стали гимном поколения, выросшего в период застоя в атмосфере обмана и пустых лозунгов.

С осени 1986 по лето 1988 группа не выступала — Андрюс, Арнольдас и Дарюс служили в рядах СА. Ромас Райнис начал играть в КАТЕДРЕ, Саулюс Валиконис — в АД ЛИБИТУМ. Осенью 1988 лидер Ф. Мамонтовас собрал новый состав и выступил на фестивале «Литуаника-88». Организаторы наградили Ф. призом фестиваля.

Состав Ф. осени 1988: Мамонтовас (вокал, гитара), Гедиминас Симнишкис (бас), Робертас Мержвинскас (саксофон), Эугениюс Пугачюкас (ударные), Яунюс Бейнортас (гитара), Арнольдас Лукошюс (клавишные).

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

УЖ ТЕВИНЭ

Лидер литовского панк-движения. Группу в 1988 создал Нериюс Печюра по прозвищу «Атсуктувас» (отвертка). К тому времени он уже имел музыкальную практику в уличных панк-группах: КОНТРКУЛЬТУРА, СМАРВЕ, WC, позднее для благозвучия переименованную в КОМАНДУ В. Члены этих групп, как и сам Печюра, — выходцы из среды молодежи, собирающейся в старой части Вильнюса у кафе «Вайва» и «Ледайне». Уже первое выступление Нериюса с группой WC обратило на себя внимание, а в новом ансамбле его индивидуальность проявилась еще ярче.

Едкие тексты, высмеивающие обывательские нравы и повадки, агрессивная музыка образца панк-волны-77, хорошие актерские данные не оставляют никого равнодушным. Группой УТ восхищаются и возмущаются. Первому выступлению весной 1988 на фестивале школьных групп Вильнюса сопутствовала злая рецензия в журнале «Мокслейвис».

Широкому кругу слушателей УТ стала известна после концертного турне по городам Литвы «Рок-марш-88». Самые популярные песни группы — «Бал», «Сердцем в будущее» (с припевом: «Сегодня гласность, все возможно, речами в будущее — сердцем к Сталину»). В группе играют Нериюс Печюра (вокал, гитара), Роландас Гаушис (ударные), Витаутас Кубилюс (бас). УТ репетируют в студии группы АНТИС.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

САУЛЕС ЛАЙКРОДИС

Студенты Вильнюсского инженерно-строительного института Гинтаутас Ракаускас и Гедрюс Кубилюс вместе со своими друзьями Р. Климчяускасом, Г. Балтрукайтисом, Р. Гришкявичюсом в 1979 организовали рок-группу. Она выступала на студенческих вечерах, исполняя песни модных в то время западных групп (ГРЭНД ФАНК, КАНЗАС, НАЗАРЕТ, КУИН). Со временем в репертуаре начали появляться песни собственного сочинения («Белые корабли»). Интеллектуальный потенциал песен постепенно развивается, от традиционных роковых ритмов группа отходит к арт-року, рождая большое число инструментальных композиций. А после успешного выступления на одном из первых в Литве рок-фестивалей «ОПУС-80» было решено исполнять только инструментальную музыку.

В сент. 1980 состоялся первый концерт с новым составом, программой и названием САУЛЕС ЛАЙКРОДИС — Гинтаутас Ракаускас (руководитель, бас), Гедрюс Кубилюс (гитара), Робертас Гришкявичус и Вацловас Аугустинас (клавишные), Валерий Перфильев (ударные). К осени 1981 группа стала лауреатом наиболее престижного в то время фестиваля в Литве «Гинтарине трюба-80», фестиваля в Баку. С дек. 1981 СЛ работает в Литовской филармонии. Вместо Аугустинаса в группу входит и назначается ее руководителем джазовый саксофонист Владимир Воронов. Но молодые ребята не нашли общего языка с музыкантом, который был почти вдвое старше их.

Начав работу на профессиональной сцене, группа столкнулась с острой проблемой — музыка СЛ не была коммерческой, а руководителей филармонии интересовал не столько художественный, сколько финансовый результат. Композиции СЛ «Перед заходом солнца», «Двери в пустыне», «Танцы медузы» или экспериментальное исполнение произведений молодых, авангардных литовских композиторов О. Балакаускаса, Б. Кутавичюса интересовали определенную часть студенческой молодежи, но совсем не годились для концертов в подшефных колхозах. Члены СЛ пытались создать цельную концепцию своей программы, используя световые и лазерные эффекты, слайды, элементы сценографии. К сожалению, часто из-за громоздких музыкальных форм их самобытные идеи трудно воспринимались.

В 1984 группа начинает готовить новую большую программу, премьера которой должна была состояться на фестивале «Бальтиес Яунисте» в Паланге. Однако художественный совет филармонии ее не принял, обвинив музыкантов в пессимизме. Без лишних комментариев всем были возвращены трудовые книжки. Лишившись материальной базы, группа распалась. Г. Ракаускас сейчас играет в АНТИС.

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

ГИПЕРБОЛА

Группа начинала как ансамбль, исполняющий на танцах в Вильнюсском инженерно-строительном институте модные западные шлягеры (Элтон Джон, ЮРАЙЯ ХИП, БРЭД). Состав менялся, более-менее постоянная группа сформировалась осенью 1975: Михаил Гарбер (скрипка, вокал, гитара), Арвидас Срюбас (гитара), Арвидас Шнарас (ударные), Викторас Прапрас (вокал), Арунас Груздис (клавишные). В то время запрещалось исполнять собственные сочинения, и Г. играла песни литовских композиторов, но переделывала их так, что авторы с трудом узнавали свои произведения. Первый успех пришел в 1975, когда группа заняла II место на городском смотре ВИА в Вильнюсе. В дальнейшем Г. — постоянный участник смотров. В 1978 группа становится лауреатом Фестиваля студенческих коллективов социалистических стран в Ереване. После такого успеха стало легче работать и в Литве. Под покровительством комсомола Г. начинает активно концертировать, что приносит ей большую популярность среди молодежи, но официальные руководители культуры относятся к ней с недоверием. В 1979 место Срюбаса занимает гитарист Игорь Берин. Талантливый парень быстро стал одним из лучших гитаристов в Литве. В 1980 коллектив получил престижное в официальных кругах звание «народный», а в 1982 — в зените славы — возможность концертировать от Литовской госфилармонии. Конечно, самостоятельные ребята, к тому же имеющие музыкальное образование, тяготились чужими мелодиями. И, несмотря на запреты, уже в сезоне 1982 — 1983 группа исполняла в основном свои песни. Стилистически это поп-рок: песни мелодичны, с ярко выраженной ритмической структурой (как бы соединение западных рок-ритмов с литовскими эстрадными стандартами) . Г. и дальше успешно выступала на фестивалях, стала лауреатом фестивалей политической песни в Смоленске, Алитусе (1981), рок-фестиваля в Вильнюсе. В 1983 на авторском концерте в Вильнюсском Дворце спорта были сделаны записи всех лучших песен того времени, и кассеты широко разошлись по республике.

Самые известные песни: «Как хорошо иметь свой дом», «Забудь меня», «Выдуманная жизнь». Тексты песен просты, в основном о любви, разлуке; часто использовались стихи известных поэтов. Большую популярность приобрели песни из программы 1984: «Почему», «Доктор», «Вернись», «Я буду искать тебя».

Почти все время группа базировалась в Вильнюсском инженерно-строительном институте. Однако после известных постановлений по вопросам культуры из института пришлось уйти. Ужесточился контроль за новыми песнями, и Г. утратила перспективы дальнейшей работы. В 1984 члены Г. решили пойти каждый своим путем. Р. Бартусявичюс и И. Берин создали свои группы.

М. Старкявичюте

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

АД ЛИБИТУМ

Группа начала в 1981 под названием ПИЛИГРАМАС на базе самодеятельного театра Вильнюсского университета. В первом составе: Паулюс Пошкус (руководитель, клавишные), Гинтаутас Балтрукайтис (ударные), Ремигиюс Валентас (бас), Линас Вайткявичюс (клавишные), Николай Горемыкин (саксофон).

Состав и название группы в течение лет менялись, но музыкальный стиль больших изменений не претерпел. Во многом ее лицо определяет творчество лидера (Пошкуса): инструментальный арт-рок с широким использованием современных (насколько возможно) электронных инструментов. Если первым программам 1982-1984 свойственна холодная отчужденность, то последующие композиции — «Катарсис», «Репетиция в дороге» — динамичнее, теплее. Сказался опыт концертной практики. В 1986 группа берет название АЛ, она постоянный участник многих молодежных фестивалей: ОПУС-82 (Вильнюс), «Студенческие голоса», «Янтарная труба» (Каунас), «Литуаника-1985-88», лауреат фестиваля «Лиепаяс — Дзинтарс-87». Ее творчество высоко оценивают специалисты, в т. ч. Раймонд Паулс.

С начала 1988 АЛ меняет базу и из Института электрографии переходит в открывшийся Дом компьютеров. Это не просто смена репетиционного зала, — члены ансамбля экспериментируют, стараясь с помощью компьютеров расширить свои музыкальные возможности. Теперь в состав входят Пошкус, Балтрукайтис, Раймондас Тиликаускас (клавишные), Саулюс Валиконис (саксофон), Артурас Пугачаускас (компьютеры).

М. Старкявичюте

Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии (составитель А. К. Троицкий), 1990.

КАТЕДРА

Прибалтика дала стране несколько отличных хард-роковых и металлических групп и в их числе несомненно находится вильнюсская КАТЕДРА.

КАТЕДРА была создана в 1983 году, но последующие три года была вынуждена ютиться по подвалам и практически не дала ни одного концерта. Ситуация изменилась лишь в ноябре 1986 г. с приходом бывшего гитариста ФОЙЕ Ромаса Райниса. С этого момента КАТЕДРА перестала играть традиционный хэви-металл и перешла к трэшэвой стилистике. До последнего времени группа выступает в неизменном составе: Рейнис — гитара; Ричардас Лагинаускас — гитара; Повилос Мешкело — вокал; Альгис Радавичус — бас и Марюс Гедрюс — ударные.

Впервые серьезно о себе группа заявила на фестивале «Литуаника-87», где получила звание лауреата. Затем появлялась в Москве на «Рок-панораме-87» и также была приглашена на фестиваль «Тяжелое лето» в Таллинн.

В 1989 г. вильнюсские трэшеры записали свой первый магнитоальбом.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.

АНТИС

«Первая ласточка» нового литовского рока, а, вернее, «первая утка» (ибо именно так — «утка» — переводится на русский язык слово «antis»), АНТИС был организован в начале 1986 г. в Вильнюсе, хотя его лидер, художественный и идейный руководитель Альгирдас Каушпедас, живет в Каунасе.

С самого начала АНТИС взял курс на создание на сцене емкого и убедительного образа, способного максимально дополнить и подчеркнуть содержание песен — тем, кто видел шоу АНТИСА знает, что, и не владея литовским языком, можно почти всегда понять, что хотят сказать участники группы.

Добившись умеренной популярности на «внутреннем рынке» республики в 1986-1987 гг., АНТИС стал одной из главных сенсаций фестиваля «Литуаника-87», собравшего лучшие силы советского рока. Имя группы стало широко известно за пределами Литвы. В том же году АНТИС записал первый магнитофонный альбом.

В феврале 1988 г. вышла пластинка АНТИСА, правда, известная, главным образом, меломанам Прибалтики. Группа повторила успех на представительных шоу «Рок-форум-88» и «Литуаника-88», совершила гастрольную поездку в Польшу.

В составе АНТИС: Альгирдас Каушпедас (вокал), Арунас Блушюс (гитара), Гинтаутас Ракаускас (бас), Вацловас Аугустинас (клавишные), Линас Буда (ударные), а также духовая секция — Петрас Убартас (труба), Повилас Ковалиовас (саксофон), Витаутас Кубилюс (труба) и Арунас Лукус (тромбон) — состав которой непостоянен.

В начале 1989 г. АНТИС выпустил третий альбом, записанный во время выступлений в Польше.

Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке, 1991.